Из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди», темы: Песах шени, Книга заповедей, Песах, Праздники, Рамбам, Заповеди, Месяц Нисан, Жертвоприношение
51-я заповедь — повеление приносить дополнительную жертву на восьмой день от начала праздника Суккот, и это — мусаф праздника Шмини ацерет. И поскольку у нас существует принцип, согласно которому Шмини ацерет считается самостоятельным праздником, мы обязаны выделить этот мусаф в качестве самостоятельной заповеди, отдельной от мусафа всех дней Суккот. Ведь однозначно разъяснено (Сукка 48а), что «Шмини ацерет — самостоятельный праздник, а его жертвоприношение — самостоятельная заповедь»; и яснее сказать невозможно.
52-я заповедь — повеление приходить в Храм три раза в год, на праздники (шлоша регалим). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Три раза в году справляй передо Мной праздники» (Шмот 23:14). И разъяснено в Писании, что обязаны приходить с жертвенными животными и приносить их жертву; и это повеление повторено несколько раз.
И сказано в Сифри (Дварим 16:11): Три заповеди выполняются в праздники (шлоша регалим), и вот они — «праздновать», «являться» и «веселиться». И так же сказано в трактате Хагига (6б): Три заповеди заповедовано Израилю выполнять в шлоша регалим — «праздновать», «являться» и «веселиться».
И заповедь «праздновать» выражается в принесении мирных жертв. Женщины не обязаны выполнять эту заповедь.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Хагига (2б,4—9).
53-я заповедь — повеление «являться», И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Три раза в год должны все твои мужчины являться перед Ашемом, твоим Б-гом, на место, которое Он изберет…» (Дварим 16:16).
И заповедь заключается в том, что человек приходит в Храм со всеми своими сыновьями, которые уже могут самостоятельно ходить, и, явившись в Храм, приносит жертву всесожжения.
И это жертвоприношение, которое он приносит, явившись в Храм, называется «всесожжением явившегося». И мы уже упомянули изречение мудрецов: Три заповеди заповедовано Израилю выполнять в шлоша регалим — «праздновать», «являться» и «веселиться» (Хагига 6б).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Хагига.
И эту заповедь женщины тоже не обязаны выполнять.
54-я заповедь — повеление веселиться в праздники (шлоша регалим). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И веселись в твой праздник» (Дварим 16:14). И это последняя из трех заповедей, выполняемых в шлоша регалим.
И в первую очередь этой заповедью предписывается вдобавок к мирным жертвам, совершаемым ради выполнения заповеди «праздновать», принести дополнительные мирные жертвы, называемые в Талмуде (Хагига 7б): «мирные жертвы веселья». И о принесении этой мирной жертвы сказано (там же): «Женщины обязаны выполнять заповедь о веселье». И говорится в стихе Писания: «И приноси мирные жертвы, и ешь их там, и веселись перед Ашемом, своим Б-гом» (Дварим 27:7).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Хагига.
И Его речение «И веселись в свой праздник» подразумевает, как сказано там (Хагига 8а), «веселиться всеми видами веселья». И отсюда мы учим, что в праздники следует есть мясо, пить вино, облачаться в новые одежды, раздавать плоды и сладости детям и женщинам, а также играть на музыкальных инструментах и танцевать, но только в Храме (т.к. танец вне Храма может привести к легкомыслию), — и это Веселье Черпания Воды (Симхат Бейт Ашоэва).
Все это включено в Его речение «И веселись в свой праздник». И самая строгая из этих обязанностей — пить именно вино, потому что оно специально предназначено для веселья. И написано в трактате Песахим (109а): «Человек обязан в праздник веселить своих детей и домочадцев. Чем их веселить? Вином». И там же говорится: Учили в берайте, что сказал раби Йеуда бен Бетира: «Во времена Храма заповедь веселья выполнялась только мясом, как сказано: “И приноси мирные жертвы, и ешь их там, и веселись”. Теперь же заповедь “веселиться” выполняется только вином, как сказано: “Вино веселит сердце человека” (Теилим 104:15)». И еще говорили мудрецы (Песахим там же): «Мужчины веселятся своим, а женщины — своим (мужчины — вином, женщины — праздничными нарядами)». И сказано в Торе, что человек обязан приобщить к этой радости бедных, больных и геров, ведь сказал Он, да будет Он превознесен: «И веселись в свой праздник, ты… и гер, и сирота, и вдова» (Дварим 16:14).
55-я заповедь — повеление принести в жертву пасхального ягненка в 14-ый день месяца нисана. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «В сумерки, четырнадцатого дня этого месяца… пусть зарежут его все из общины Израиля» (Шмот 12:6).
И каждый, кто не выполнил эту заповедь, умышленно не принеся ягненка в жертву в установленный срок, наказывается каретом (отрезанием души от ее корня), — как мужчина, так и женщина. Ведь разъясняется в трактате Песахим (91б), что принесение пасхальной жертвы 14-го нисана обязательно так же для женщин, и оно «отталкивает законы Шабата». Т.е. эта жертва приносится каждым человеком в Израиле, даже если 14 день нисана приходится на Шабат. А слова Торы, говорящие о наказании карет, — это Его речение (Бемидбар 9:13): «Человек же, который чист и в не был в дороге, и тем не менее не принес пасхальную жертву, — отсечется его душа…».
И в начале трактата Критот, где перечисляются заповеди, нарушители которых наказываются каретом, — и все это заповеди «не делай» — сказано: «А из заповедей “делай” — пасхальная жертва и обрезание»; и в предисловии мы уже сказали об этом.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Песахим.
56-я заповедь — повеление съедать пасхального ягненка в ночь 15-го нисана, соблюдая при этом следующие условия: он должен быть поджарен на открытом огне, съесть его необходимо за один присест, и едят его с мацой и горькой зеленью. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И пусть съедят мясо в ту же самую ночь, жаренным на огне, и мацу с горькой зеленью пусть едят» (Шмот 12:8).
И возможно, зададут вопрос: «Почему ты считаешь съедение пасхального ягненка с мацой и горькой зеленью только одной заповедью, а не тремя? Ведь есть мацу — заповедь, и есть горькую зелень — заповедь, и есть мясо пасхальной жертвы — заповедь!».
В таком случае скажем: «Действительно верно, что есть мацу — самостоятельная заповедь, как мы разъясним (Д 158). И столь же верно, что есть мясо пасхальной жертвы — заповедь, как мы упомянули. Но горькая зелень служит лишь приправой к мясу ягненка, и ее не заповедано есть саму по себе. И это очевидно: ведь мясо пасхального ягненка мы съедаем ради выполнения заповеди независимо от того, есть ли у нас горькая зелень или нет. Однако горькая зелень съедается ради выполнения заповеди только в том случае, если она сопровождает мясо пасхальной жертвы, согласно Его речению, да будет Он превознесен: “…С мацой и горькой зеленью ее (пасхальную жертву) пусть едят” (Бемидбар 9:11). И если кто-то съел горькую зелень без мяса, он безусловно не выполнил этим никакой заповеди, и не скажут о нем, будто он выполнял заповедь “кушать горькую зелень”.
И говорится в Мехильте (Бо): “И пусть съедят мясо… жаренным на огне, и мацу с горькой зеленью пусть едят” — в стихе сказано, что заповедь Песаха — съесть и жаренное мясо, и мацу и горькую зелень», Т.е. заповедь включает все это. И сказано там: «Откуда известно, что если даже у людей нет мацы и горькой зелени, они тем не менее выполняют заповедь о съедении пасхальной жертвы? Тора говорит: “…ее (пасхальную жертву) пусть едят”, Т.е. именно само мясо. Но, возможно, что так же как заповедь выполняется даже без мацы и горькой зелени, так ее можно выполнить, съев только мацу и горькую зелень даже без пасхального ягненка? Тора говорит: “…ее пусть едят”.
И там же сказано: “…ее пусть едят” — отсюда учим, что именно мясо пасхальной жертвы едят до сытости, но не мацу и не горькую зелень», потому что главное в этой заповеди — есть мясо, как сказано: «И пусть съедят мясо в ту же самую ночь…». А горькая зелень лишь сопровождает мясо, ибо таков один из законов съедания пасхальной жертвы, как проясняется из приведенных изречений мудрецов. И решающим доказательством служит принцип, приведенный в Талмуде. Вот слова мудрецов: «Есть горькую зелень в наше время (т.е. без пасхальной жертвы) — постановление мудрецов» (Песахим 120а), потому что нет обязанности из Торы есть горькую зелень саму по себе, но только вместе с мясом пасхального ягненка. И это ясное и однозначное доказательство, что есть горькую зелень — только атрибут заповеди, но не самостоятельная заповедь.
А законы этой заповеди (съедания пасхальной жертвы) разъясняются в трактате Песахим.
57-я заповедь — повеление, чтобы тот, кто не смог принести пасхальную жертву вовремя, принес бы ягненка во «второй Песах» (в 14-ый день месяца ияр). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Всякий, из вас или из ваших потомков, кто будет нечист из-за умершего, или будет в дальнем пути, также должен совершить пасхальную жертву Ашему — во второй месяц, в четырнадцатый день, в сумерки, пусть принесет ее, с мацой и горькой зеленью ее пусть едят» (Бемидбар 9:10-11).
И здесь тоже меня могут спросить: «Почему ты посчитал второй Песах отдельной заповедью? Ведь это противоречит седьмому принципу преамбулы, согласно которому в перечень 613-ти заповедей не включаются конкретные законы, связанные с выполнением той или иной заповеди!». И это известный вопрос, ибо еще мудрецы Талмуда дискутировали в отношении второго Песаха: что это — продолжение законов первого Песаха или отдельное, особое, повеление? И они пришли к выводу, что это особое повеление — и поэтому следует учитывать его в качестве самостоятельной заповеди.
Сказано в трактате Песахим (93а): По мнению Раби, тот, кто не принес пасхальную жертву ни в первый, ни во второй Песах, подлежит карету за первый Песах и подлежит карету за второй Песах. Раби Натан сказал: «Он подлежит карету только за первый Песах, но не за второй». Раби Хананья бен Акавья сказал: «И за первый Песах он подлежит карету только в том случае, если не принес во второй». Затем Талмуд спрашивает: «Почему разошлись их мнения? Раби считал, что второй Песах — отдельный праздник, а раби Натан считал, что второй Песах только возмещение за первый», — и здесь ясно сказано о том, что мы упоминали. И далее говорится: «Поскольку он намеренно не принес пасхальную жертву ни в первый, ни во второй Песах — по всем мнениям, он заслуживает наказания. Если же так вышло у него неумышленно, то, по всем мнениям, он свободен от наказания. Намеренно не выполнил первый Песах и невольно второй — по мнению Раби и раби Натана, заслуживает наказания, но по мнению раби Хананьи бен Акавьи, свободен от наказания». И точно так же, если он намеренно не выполнил первый Песах, но принес жертву во второй, по мнению Раби, он подлежит наказанию, поскольку, с его точки зрения, второй Песах не служит возмещением за первый. И окончательным решением мудрецов закон во всех этих случаях установлен по мнению Раби.
Женщины не обязаны выполнять эту заповедь, как разъяснено там (Песахим 91б): «Для женщин второй Песах — только позволение (но не повеление)».
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Песахим (79—81а; 90б-96а).
58-я заповедь — повеление съедать ягненка во второй Песах, в ночь 15-го ияра, с мацой и горькой зеленью. И об этом Его речение, да будет Он превознесен, говорящее и об этом: «С мацой и горькой зеленью ее (пасхальную жертву) пусть едят» (Бемидбар 9:11).
И так же законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в Песахим (95аб).
И ясно, что женщины не обязаны выполнять эту заповедь, — ведь, поскольку они не обязаны приносить эту жертву, как мы разъяснили, они, без сомнения, не обязаны и съедать ее.
59-я заповедь — повеление трубить в трубы в Храме во время всех праздничных жертвоприношений. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И в день вашего веселья, и в ваши праздники, и в начале каждого вашего месяца трубите в трубы при ваших всесожжениях и при ваших мирных жертвах» (Бемидбар 10:10). И ясно сказали мудрецы, что «трубление в трубы — это заповедь праздничного дня» (Рош ашана 26б).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в Сифри (Беаалотха) и в трактатах Рош ашана (26б) и Таанит (15а).
И также нам заповедовано трубить в трубы в пору бед и несчастий, когда мы взываем к Нему, да будет Он превознесен, как сказано: «А когда пойдете на войну в своей земле против врага, притесняющего вас, трубите в трубы, и вспомнит о вас Ашем» (Бемидбар 10:9).
Шестидесятая заповедь — повеление, чтобы во всех жертвоприношениях жертвенное животное было не моложе восьми дней; и это заповедь о «животном, не достигшем срока». И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Когда родится теленок или ягненок, или козленок, то семь дней он должен пробыть под своею матерью, а с восьмого дня и далее он будет пригоден для огнепалимой жертвы Ашему» (Ваикра 22:27). И это повеление повторено в других выражениях в Его речении: «Семь дней будет он при своей матери, а с восьмого дня отдай его Мне» (Шмот 22:29).
Эта заповедь относится ко всем жертвоприношениям — к жертвам, приносимым от общины и от одного человека, во всем их многообразии.
И из того, что сказано: «С восьмого дня и далее он будет пригоден», следует, что до этого животное не пригодно. Отсюда проистекает запрет приносить в жертву «животное, не достигшее срока». И поскольку это запрет, вытекающий из повеления, за его нарушение не наказывают плетьми, — и тот, кто приносит в жертву «животное, не достигшее срока», не получает 39 ударов, как разъяснено в главе Ото веэт бно (Хулин 80б). И там сказано: Запрет приносить в жертву животное, не достигшее срока, извлечен Писанием из заповеди «делай».
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в Сифре (Эмор) и в конце трактата Зевахим (112б).
60-я заповедь — Повеление, чтобы во всех жертвоприношениях жертвенное животное было не моложе восьми дней; и это заповедь о «животном, не достигшем срока». И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Когда родится теленок или ягненок, или козленок, то семь дней он должен пробыть под своею матерью, а с восьмого дня и далее он будет пригоден для огнепалимой жертвы Ашему»(Ваикра 22:27). И это повеление повторено в других выражениях в Его речении: «Семь дней будет он при своей матери, а с восьмого дня отдай его Мне» (Шмот 22:29).
Эта заповедь относится ко всем жертвоприношениям — к жертвам, приносимым от общины и от одного человека, во всем их многообразии.
И из того, что сказано: «С восьмого дня и далее он будет пригоден», следует, что до этого животное не пригодно. Отсюда проистекает запрет приносить в жертву «животное, не достигшее срока». И поскольку это запрет, вытекающий из повеления, за его нарушение не наказывают плетьми, — и тот, кто приносит в жертву «животное, не достигшее срока», не получает 39 ударов, как разъяснено в главе Ото веэт бно (Хулин 80б). И там сказано: «Запрет приносить в жертву животное, не достигшее срока, извлечен Писанием из заповеди “делай”».
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в Сифре (Эмор) и в конце трактата Зевахим (112б).
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.