Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Из книги «Словами скрытые миры»

Раби Ханина бен Доса учил:

רבי חנינא בן דוסא אומר

Мудрость тех, для кого боязнь греха важнее мудрости, выдержит испытание временем.

כל שיראת חטאו קודמת לחכמתו, חכמתו מתקיימת

Но мудрость тех, для кого мудрость важнее боязни греха, не выдержит испытания временем.

וכל שחכמתו קודמת ליראת חטאו, אין חכמתו מתקיימת

Еще он учил:

הוא היה אומר

Мудрость тех, у кого добрых дел больше, чем мудрости, выдержит испытание временем.

כל שמעשיו מרובים מחכמתו, חכמתו מתקיימת

Но мудрость тех, у кого мудрости больше, чем добрых дел, не выдержит испытания временем.

וכל שחכמתו מרובה ממעשיו אין חכמתו מתקיימת

Если мы хотим понять глубину поучения раби Ханины бен Досы, мы должны как можно точнее перевести слово מתקיימת. Мы использовали выражение «выдержит испытание временем», потому что, скорее всего, именно этого ждет от нас читатель. Но что мы имеем в виду, говоря, что мудрость при определенных обстоятельствах «выдержит испытание временем»?

Проблема усугубляется тем, что корень קום в возвратной форме итпаэль — להתקיים не встречается в Танахе и мы лишены возможности интуитивного понимания, естественного при столкновении со знакомым словом. В текстах наших мудрецов данная форма используется во множестве контекстов, и нелегко найти точное значение.

Инстинктивно мы связываем это понятие с памятью. Говоря, что при таких-то и таких-то условиях мудрость «выдержит испытание временем», мы имеем в виду, что знания надолго останутся в памяти. Но все не так просто. Во-первых, חכמה — не синоним информации. Факты мы запоминаем, а мудрость — используем. Во-вторых, даже если мы допустим, что такое толкование слова חכמה является приемлемым, трактат Эрувин 53a свидетельствует, что правильная форма в подобном контексте должна быть מתקיימת בידו. Отдельно употребленное слово מתקיימת, по-видимому, имеет другой смысл.

В талмудической литературе это слово нередко означает «воплощение в жизнь». Так в трактате Сота 13a мы читаем фразу: בתי נתקיימה נבואתיך — «Дочь моя, твое пророчество сбылось», а в трактате Брахот 55a говорится о сне, который נתקיים, т.е. реализовался в мире действительности.

Точный смысл слова מתקיימת можно лучше всего понять на основе примечаний Виленского Гаона к Диврей аямим I, 28:2. Он доказывает, что קום в отличие от עמד не означает «встать на ноги», а говорит об изменении направления деятельности, повороте на новый путь. Из этого следует, что слова ויהי בנסוע הארון ויאמר משה קומה ה» — «И было: когда ковчег начинал двигаться, Моше провозглашал: “קומה ה” — следует понимать как призыв к Творцу сменить רחמים — “милосердие” на נקמה — “месть”. Или обратимся к стиху из Диврей аямим, который комментирует Виленский Гаон: ויקם דויד не означает, что Давид встал с кровати или поднялся с трона, а означает, что он закончил подготовку к постройке Храма и может начать эту работу.

Таким образом, когда мы говорим, что пророчество или сон נתקיים, мы имеем в виду, что произошло глубокое изменение. То, что до сих пор существовало только в потенциале, реализовалось в действительности. Обещанное свершилось.[1]

Тогда כל שיראת חטאו קודמת לחכמתו חכמתו מתקיימת означает следующее. Если боязнь неправильной жизненной установки (см. выше: אין בור ירא חטא) является причиной поиска мудрости, то это служит залогом того, что мудрость перейдет из статуса теоретических возможностей в статус плодотворной жизни, прожитой правильно и умно. И тогда не будет границ нашим возможным приобретениям.

А если поиски мудрости вызваны лишь любопытством, которое жаждет охоты на трудноуловимую истину ради возбуждения от самого факта открытия, тогда мудрость, которой некуда себя приложить, становится просто ловкостью ума. То, что могло бы быть источником жизни, оказывается канализационной трубой, всасывающей все надежды и качества яркой индивидуальности. Учеба, при которой мотивацией не служит острая необходимость найти правильное духовное направление, никогда не поднимется до уровня מתקיים. Все мечты, в конце концов, рухнут.

Движущей силой при этом должна стать יראת חטא. Вторая часть мишны предлагает нам тест, проверяющий, насколько мудрость действительно воплощается в добрые дела.


[1] Это прочтение может дать нам свежий взгляд на слова благословения אשר יצר: אי אפשר להתקיים ולעמוד לפניך. В чем разница между לעמוד и להתקיים?

Каждая минута жизни имеет перспективу жизни дальнейшей. Если ничто не помешает, то можно предположить, что если я сейчас жив, то буду жив и в обозримом будущем.

Мне кажется, что правильным переводом фразы должно быть: “Было бы невозможно реализовать мой жизненный потенциал так, чтобы я смог предстать перед Тобой”.

с разрешения издательства Швут Ами


В рамках еврейской традиции бизнес всегда подлежал регулированию и обязан был «играть» по правилам, установленным в Алахе (Еврейском законе). Читать дальше

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.

Этер-иска

Толдот Йешурун

Запрещено ссужать деньги под проценты. Как же быть бизнесменам, которые ведут деятельность в русле мировой экономики? Еврейский закон предлагает путь заключения особого договора Этер-иска

Ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Сущность конфликта между кредиторами, одалживающими деньги. Люди не обязаны терпеть убытки из-за действий конкурентов.

Недельная глава Беар

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Беар в основном посвящена владению землей и рабами в Эрец Исраэль, то есть, законам о выкупе земли и еврейских рабов и законам года отдыха земли: шмита и йовель.

Тора и бизнес. Заповедь давать в долг

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.

Владение акциями, или что такое «право собственности» по Торе

Рав Шимон Соскин

Современное акционерное общество представляет собой частный случай и классический пример другого, более общего понятия «новой» экономики — товарищества с ограниченной ответственностью

Ссуда под проценты

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Береги свою речь. О прошлом, о неудаче, «правдолюбие»…

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Нужно стараться судить о человеке с лучшей стороны.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Соблазнение покупателей одной компании перейти в другую, ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Существует ли запрет на переманивание клиентов в другую компанию? У продавцов нет априори какого-либо изначального права на деньги покупателей.

Девятая заповедь. «Искорени зло из своей среды»

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

"Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством".

Полезное злословие

Рав Элияу Тавгер

Оказывается, есть случаи, когда для пользы дела можно злословить, хотя до того как Хафец Хаим написал одноименную книгу, прославившую его во всем еврейском мире, эту тему никто из наших законоучителей не обсуждал.