Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Судить благосклонно

Третий афоризм

Талмуд говорит нам, что мы должны דן לכף זכות — судить благосклонно צורבא דרבנן. Это именно то, чему нас учит третий афоризм раби Йеошуа. Он учит нас, что, помимо учителя, нам нужно установить правильные отношения с напарником по учебе. Он предупредил нас, что это нелегко. Если мы склонны слишком сурово судить людей, мы не сможем наладить необходимые для успешной учебы отношения.

А что же имеет в виду Нитай Аарбели, призывая нас помнить, что рано или поздно зло будет наказано?

Достигнув правильного понимания высказывания раби Йеошуа бен Прахии, нетрудно понять его беспокойство. Необузданное стремление благосклонно судить всех и вся может ослепить нас, когда мы сталкиваемся с настоящим злом, которое, к сожалению, тоже является частью нашего мира. Нитай предупреждает, что, несмотря ни на что, грех остается грехом и злодейство — злодейством. В конце концов там, где это уместно, там, где не может быть места благосклонному суждению, наступит черед правосудия. Как и во многом другом, мы и тут должны найти необходимое равновесие.

Прощальный взгляд на ученика, или кто такой חכם תלמיד

Приближаясь к концу главы об ученике и к концу всей книги, мы должны еще раз свернуть в сторону. Хотя «свернуть» — это не совсем точно. На самом деле мы направляемся именно туда, куда нам и следует попасть. Как можем мы позволить себе завершить эту книгу, целью которой является поиск педагогических[1] нюансов Пиркей Авот, не уяснив значение главного слова — תלמיד?

Давайте заглянем в мишну 5:19. Она поможет нам разобраться в этом вопросе, поскольку в некоторых случаях слово «ученик» совсем не соответствует смыслу текста. Так что посмотрим, что мы можем увидеть, и выучим, что мы можем выучить.

כל מי שיש בידו שלשה דברים הללו מתלמידיו של אברהם אבינו. ושלשה דברים אחרים מתלמידיו של בלעם הרשע. עין טובה, ורוח נמוכה, ונפש שפלה — מתלמידיו של אברהם אבינו. עין רעה, ורוח גבוהה ונפש רחבה — מתלמידיו של בלעם הרשע.

Каждый обладающий тремя следующими качествами является תלמיד Авраама. Три других качества делают человека תלמיד злодея Билама. [Далее следует перечень качеств, которые делают человека תלמיד Авраама].

Мишна не утверждает, что каждый, кто ведет себя по описанному ею образцу, прямым или косвенным образом научился такой форме поведения у Авраама. Так же ясно, что люди высокомерные на самом деле никогда не видели в Биламе пример, достойный подражания. Оба склада характера вполне могут быть присущи и людям, которые даже и не подозревали о существовании двух данных исторических личностей.

תלמיד — это не обязательно ученик. Дополнительным доказательством может служить тот факт, что это слово часто используется в качестве синонима более развернутого понятия תלמיד חכם, т.е. мудрец Торы, ученый муж такого высокого уровня, который наверняка превосходит уровень простого ученика. Давайте попытаемся понять, что означает слово תלמיד в сочетании תלמיד חכם.

Для того чтобы получить полное представление о том, как используется это выражение, обратимся к трактату Таанит 10б. Талмудическая дискуссия развивается на фоне законов, касающихся определенных постов, которые объявляются в случае критической засухи. В начале возникновения этой отчаянной необходимости в дождях постятся только יחידים — особые люди. Только затем объявляется пост для всей общины. Талмуд обсуждает, кто именно подразумевается под словом יחיד, какими особенностями он обладает, чтобы поститься с самого начала. Кто подпадает под это определение?

תנו רבנן: אל יאמר אדם תלמיד אני, איני ראוי להיות יחיד אלא כל תלמידי חכמים יחידים. אי זהו יחיד ואיזהו תלמיד? יחיד כל שראוי למנותו פרנס על הצבור, תלמיד כל ששואלין אותו דבר הלכה בתלמודו ואומר, ואפילו במסכת דכלה.

Никто не может отказаться от роли יחיד, заявляя что он תלמיד [не соответствующий требуемому статусу и, следовательно, не обязанный поститься]. Все תלמידי חכמים считаются יחידים. Кто такой תלמיד? Каждый, кто может дать ответ на вопрос по Талмуду[2], даже по трактату Кала[3].

Из этого отрывка Талмуда мы можем выучить две вещи. Во-первых, что תלמיד и תלמיד חכם — взаимозаменяемые понятия. Во-вторых, что תלמיד — это тот, кому известны редко изучаемые части свода законов.[4] Вряд ли мы можем ожидать таких обширных знаний от простого ученика.


[1] Слово «педагог» происходит от сочетания двух греческих слов: «ребенок» (сравните: педиатр) и «лидер» (сравните: демагог), т. е. это лидер (или учитель) по отношению к ребенку.

[2] Для дальнейших объяснений см. Тосафот ואפילו מסכת כלה к трактату Шабат 114a.

[3] Малоизвестный и малоизучаемый сборник барайт. См. Тосафот, упомянутые в предыдущем примечании.

[4] Не надо понимать, будто это определение применимо лишь к обладателю обширных познаний. Трактат Кидушин 49б ясно дает нам понять, что оно подходит и к тому, кто знает очень мало. Наше восприятие расширения и сужения диапазона, охватываемого этим определением, будет изложено дальше. Еще раз настоятельно рекомендуем обратиться к Тосафот, ссылки на которые есть в предыдущих двух примечаниях.

с разрешения издательства Швут Ами


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»