Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Раби Ханина бен Доса был учеником раби Йоханана бен Закая

Мишна, которую мы обсуждали, преподана нам от имени раби Ханины бен Досы. Было бы поучительно рассмотреть мишну той же главы, цитирующую похожее поучение раби Элазара бен Азарии.

Для начала представим исторический фон, который поможет оценить взаимоотношения этих двух мудрецов. Как известно, раби Ханина бен Доса был учеником раби Йоханана бен Закая. Он был одним из первых учеников раби, что следует из истории, приведенной в трактате Йевамот 16a. Раби Йеошуа, раби Элазар бен Азария и раби Акива навестили старого мудреца. Раби Ханина бен Доса был знаком с раби Йеошуа. Он слышал об «Акиве бен Йосефе, чья слава гремела от края до края Земли», но, в силу своей слабости лишенный возможности посещать бейт-ваад, никогда не видел его. Что касается раби Элазара бен Азарии, то он даже не подозревал о его существовании. Когда раби Йеошуа представил ему юного гения, Ханина воскликнул: «Неужели у моего друга Азарии родился сын!» Так что разница в возрасте между раби Ханиной бен Досой и раби Элазаром бен Азария должна быть огромной.

Исходя из этого, мы можем с уверенностью сказать, что раби Элазару бен Азарии было известно то, чему раби Ханина бен Доса учил в той мишне, которую мы только что разобрали. Он знал, что сказал этот мудрец по поводу взаимоотношений יראת חטא, מעשיו מרובים и חכמה. Соответственно, мы должны рассматривать его поучение, которое также обсуждает взаимоотношения созерцательных размышлений и практических действий, в качестве своего рода комментария к тому, что уже сказал раби Ханина бен Доса.

Чему же он нас учит?

Он учил: с чем можно сравнить того, чья мудрость превосходит его добрые дела?

הוא היה אומר: כל שחכמתו מרובה ממעשיו, למה הוא דומה?

С деревом, у которого много ветвей, но мало корней.

לאילן שענפיו מרובים ושרשיו מעטין

Но с чем можно сравнить того, чьи добрые дела превосходят его мудрость?

אבל כל שמעשיו מרובים על חכמתו, למה הוא דומה?

С деревом, у которого мало ветвей, но много корней

לאילן שענפיו מעטים ושרשיו מרובים

Чем сказанное раби Элазаром бен Азарией сильнее сказанного раби Ханиной бен Досой?

Секрет, конечно, в неожиданности метафоры. Такое сравнение противоречит нашей интуиции, потому что, согласно нашим ожиданиям, мудрость должна быть описана как корень, питающий добрые дела, а добрые дела — как плоды, произрастающие из мудрости. Так мы поняли слова мишны раби Ханины бен Досы о יראת חטא и מעשים. Благочестивость должна стать источником мудрости, а добрые дела, которые своей полнотой преуменьшают חכמה, должны произрастать из мудрости.

Раби Элазар бен Азария, переворачивая все отношения с ног на голову, дает нам очень важный урок: סוף מעשה במחשבה תחלה, т.е. именно окончательный результат свидетельствует о первоначальном замысле. Если от корней зависит формирование плодов, то плоды и только плоды оправдывают нашу заботу о корнях. Следовательно, мир раби Элазара бен Азарии этоעליונים למטה ותחתונים למעלה — «Те, кто были наверху, теперь внизу. Те, кто были внизу, сейчас наверху». מעשים, «добрые дела», — это корни, которые служат единственной причиной и оправданием חכמה — «мудрости».

Вот мы и подошли к концу наших размышлений на тему мудрости в ПиркейАвот. В конце концов, все мишнайот, которые мы рассмотрели, являются всего лишь комментарием к книге Коэлет, центральная тема которой — поиск и приобретение мудрости.

סוף דבר הכל נשמע. את הא-להים ירא ואת מצוותיו שמורכי זה כל האדם.

«КОНЕЦ ВСЕГО — ВСЕ БУДЕТ УСЛЫШАНО. БОЙСЯ Б-ГА И СОБЛЮДАЙ ЕГО ЗАПОВЕДИ, ИБО (ТОЛЬКО) В ЭТОМ ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕЙ ЕГО ПОЛНОТЕ».

с разрешения издательства Швут Ами


Эсав известен своим аморальным поведением и тягой к жестокости, в отличие от Яакова, которого Тора называет человеком прямым, преданным учебе. Эсав продал свое право первородства Яакова за похлебку, и это означало, что он отказывается от той духовной работы, к которой был предназначен. Вместо нее Эдом захотел для себя блага этого мира. Читать дальше

Яаков и Эйсав

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди

Праотец Яаков. Встреча с Эсавом

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?

Недельная глава Толдот

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Иудаизм и Антисемитизм

Рав Александр Айзенштадт

Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.

Для чего Тора упоминает родословие Эсава

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Парашат Захор и ее законы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.

Праотец Яаков. В шатрах мудрецов

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.