Можно ли определить, каковы причины выполнения заповедей? Многие мудрецы Торы пытаются дать ответ на этот вопрос. В их книгах раскрываются разные аспекты заповедей. Но любые объяснения ограничены возможностью человека понимать волю Творца и претендовать на доступ к пониманию ее.
Помимо этого мы знаем, что особая заслуга евреев заключается именно в том, что они согласились исполнять заповеди, не оговорив при этом никаких специальных условий. Наши предки, стоя у горы Синай, провозгласили: «Наасэ вэ-нишма» — «Сделаем и поймем» и не потребовали никаких объяснений от Всевышнего.
Но есть заповеди, для выполнения которых необходимо понимание причин их установления. Незнание ставит под вопрос правильность исполнения таких заповедей. К таким предписаниям Торы относится, например, заповедь о тфилин, и мы имеем полное право рассмотреть причины ее установления.
Тфилин и выход из Египта
В попытках понять причину установления Творцом заповеди о надевании тфилин нужно говорить, прежде всего, о выходе из Египта. Ведь часть отрывков Торы, помещенных в коробочках тфилин, посвящена именно освобождению евреев из египетского рабства.
Рамбам объясняет основную идею Торы в отношении заповеди надевания тфилин в классическом и фундаментальном тексте, отрывок из которого мы здесь приводим:
«Я хочу сообщить тебе причины многочисленных обязательств Торы. С развитием идолопоклонства в мире, начиная со времен Ноаха, люди стали заблуждаться в области веры. Некоторые сразу же опровергали реальность существования Бога, и говорили, что мир никогда не был создан, тем самым утверждая, что и Творец не существует. Другие отрицают, что Творец обладает какими-либо знаниями о деталях, утверждая (Тэилим, 73, 11): “Как может Всемогущий знать, есть ли ведение у Всевышнего?” Другие наделяют Его знанием, но отрицают Его ежесекундное вмешательство в существование всего живого на земле, считая, что ничто живое абсолютно не интересует Б-га, который оставил землю».
Увидев, как люди отворачиваются от первоначальной очевидности присутствия Б-га в мире и становятся идолопоклонниками или атеистами, Всесильный вмешался в ход событий и раскрыл Себя во время выхода из Египта, позволив желающим осознать, кто реально управляет миром. Рамбам так объясняет это:
«Когда Всесильный выбирает человека или общину и совершает для них чудо, которое меняет (естественный) ход событий, все могут констатировать полную тщетность вышеупомянутых концепций, так как сверхъестественное чудо доказывает, что миром управляет Творец, Который его создал, знает обо всем, что в нем происходит,… и Он всемогущ. Если ко всему прочему об этом чуде преждевременно сообщает пророк, … это означает, что Б-г говорит с человеком и раскрывает Свои планы Своим слугам пророкам. Таким образом, Тора полностью оказывается утвержденной».
Именно эта идея написана в тфилин. Таким образом, основная цель тфилина — постоянно напоминать о выходе из Египта и о чудесах, свидетелями которых мы были.
Рамбам продолжает:
«И этот аспект является очень серьезным, потому что человек, который ест хлеб, собранный в семь дней праздника Песах (Шмот, 12:15), или отказывается принести пасхальную жертву (Бамидбар, 9:13), отрезается от еврейского народа. Мы получили обязанность записывать все, что связано с чудесами, увиденными нами, в тфилин, которые надеваем на руку и меж глаз, в мезузах, прибиваемых на дверях домов, и вспоминать об этом утром и вечером…, потому что сказано (Дварим, 16:3): “Чтобы помнил ты день исхода твоего из страны Египетской во все дни жизни твоей”».
Таким образом, по объяснению Рамбама, посредством надевания тфилин мы выполняем заповедь Торы, повелевающую помнить о выходе из Египта и обо всех чудесах, с этим связанных.
В Шульхан Арухе сказано, что при наложении тфилин надо думать о том, что Б-г нам заповедал надевать на себя специальные коробочки с этими четырьмя отрывками из Торы, в которых упоминается единство Его Имени и выход из Египта, чтобы помнить о чудесах, которые Он совершил для нас. В Шульхан Арухе также отмечается, что эти чудеса доказывают Его единство, Его силу и Его господство в высших и низших мирах. Таким образом, человек, надевающий тфилин правильно, подчиняет разум и сердце Б-гу.
Преграда для греха
Очень важно знать, что тфилин должен приостанавливать наше стремление к легкомысленному времяпрепровождению, поиску материальных удовольствий и роскоши. Такой вывод можно сделать из объяснения мудрецами (Мидраш Шохар Тов Тэилим, 2, см. Авода Зара, 3б) отрывка из Тэилим (2:3): «Расторгнем узы их и свергнем с себя оковы их!» Слова «расторгнем узы их», по мнению комментаторов, говорят о тфилине для рук; а фраза «свергнем с себя оковы их» — о тфилине для головы.
Рамбам считает (Гильхот Мэзуза, 6:13), что надеваемый с правильными намерениями тфилин, также как мезуза, способен удерживать человека на путях праведности: «Первые мудрецы сказали: “Каждый человек, который надел тфилин и цицит, а на двери своей прикрепил мезузу, гарантированно защищен от ошибки, так как он окружает себя многочисленными вещами, напоминающими ему о порядке. И от ошибки его спасут ангелы, как сказано: (там же, 34:8) Ангел Г-спода находится возле тех, кто Его боится, и помогает им избежать опасности”.
Мэам Лоэз дополняет эту идею (Дварим) и утверждает: Б-г велел надевать тфилин, говоря нам: “И будет он знаком на руке твоей и повязкой меж глаз твоих”, ведь тфилин для руки направлен к сердцу, а тфилин для головы — к мозгу. Рука и голова являются одними из самых важных органов в человеческом теле, выполняющими жизненно необходимые функции. Через них также проходят и все мысли человека, как хорошие, так и плохие. Благодаря святости тфилин, они могут очиститься, и человек может приблизиться к Б-гу, благословен Он!»
Радваз, который раскрывает многочисленные секреты Торы в отношении разных заповедей, написал по поводу повеления надевать тфилин: «Причина этой обязанности, в первую очередь, в том, что Б-г хотел нам помочь отстранить силы, постоянно побуждающие нас к плохому. Мы надеваем тфилин, содержащий четыре отрывка, которые составляют основу нашей святой Торы, чтобы постоянно помнить о них, и чтобы мысли наши от этого не отдалялись. Недаром сказано, что тфилин будет не “на голове”, а “меж глаз”. То есть сам факт надевания его на голову означает, что эти отрывки Торы всегда должны оставаться в нашей памяти…»
В современном мире этим концепциям не придают абсолютно никакой ценности, полагая, что человек волен в своих мыслях, и воображение его ничем не сковано. Он с трудом может представить себя подчиненным определенной философской мысли, и еще тяжелее ему осознать, что он должен противостоять своим самым низким наклонностям! И, тем не менее, вот что Тора ожидает от вас: «И не будете блуждать, влекомые сердцем вашим и глазами вашими» (Бамидбар, 15:39). Сама эта тема заключает в себе особую сложность для людей, воспитанных на ценностях западной культуры, с ее неудержимым стремлением к земным благам. Именно в борьбе с этими душевными устремлениями нам и призван помочь тфилин.
Атрибуты царя
В отрывке из «Песни Песней» (2:6) говорится: «…его правая рука обнимает меня…» Наши мудрецы (Мидраш Рабба) объясняют, что здесь речь идет о тфилин.
В словах пророка (Йехезкель 24:17): «…повяжи на себя головной убор славы…» комментаторы Торы видят описание тфилина, который образует корону на голове еврея. Утром, когда мы говорим благословение на то, что Б-г короновал Израиль славой, именно тфилин служит тому намеком. В виду этого, Рош обычно не произносил этого благословления до наложения тфилина.
Термин «тотафот», которым в Торе обозначается тфилин для головы, также несет значение драгоценности и короны.
Помимо этих нескольких концепций, которые повышают важность заповеди о надевании тфилин, мудрецы также объяснили, какое воздействие она может иметь на жизнь тех, кто уважительно относится к ее исполнению.
Тфилин и изучение Торы
«Израиль скала Всесильному: “Мы хотим изучать Тору днем и ночью, но у нас нет на это времени”. Б-г им ответил: “Надевайте тфилин, и Я буду считать, что вы учились день и ночь!” (Шохар Тов Тэхилим 1).
Этот удивительный мидраш доказывает, насколько важен тфилин, способный даже в какой-то степени освободить еврейский народ от изучения Торы, которое должно быть его основным занятием ежедневно.
Нецив в объяснении отрывка из книги Шмот (13:9) пишет: “Слова “дабы была Тора Б-га на устах твоих” означают, что воздействие наложения тфилин направлено именно на то, чтобы, как сказано, Тора Б-га была на устах. Фактически, как Тора и ее глубокое изучение способствуют тому, что человек остается верным своему Создателю, подобным образом и тфилин удерживает каждого еврея на пути праведности. Отсюда можно понять, чему учили наши мудрецы (Мехильта 17): “Каждый, кто изучает Тору, освобожден от заповеди надевания тфилина”. Тем не менее, Ришоним [великие учителя Средневековья] (см. Бэйт Йосеф пар. 31) считают, что это не значит, что он действительно освобожден от этой заповеди. Скорее это можно выразить так: цель этой заповеди и ее принцип не настолько необходимы человеку, как изучение Торы. Тем не менее, понятно, что это предписание Торы является обязательным для всех, так же как и любая другая заповедь”.
Нецив берет отрывки Торы, используемые в тфилин, и объясняет их в рамках своего комментария: “И будете вы уважать этот закон [действуя так, как будто его причины не объясняются]”. Это сказано о тфилин [хотя и существует множество оснований для исполнения этой заповеди], так как человек, изучающий Тору, не нуждается в тфилине, согласно сказанному: “Чтобы Тора Б-га была на устах”. Но, не смотря на это, написано: “И будете вы уважать этот закон”. Значит, еврей обязан исполнить эту обязанность, как если бы она была законом без оснований».
В заключении приведем отрывок из текста прекрасного произведения рава Арье Каплана, где говорится о тфилин:
«Существует множество способов приблизиться к Б-гу. Прежде всего, посредством ума: задавать вопросы и искать ответы, благодаря которым можно достигнуть определенного восприятия Бесконечного. Это область философа.
Можно также заняться поиском Б-га на более интимном уровне — через молитву и размышления. Тогда, возможно, человек дойдет до состояния очищения.… Кажется, что дверь внезапно приоткрывается, но только на короткий миг, позволяя мельком взглянуть на Божественное и давая доступ к самому прекрасному зрелищу на земле. Тогда человек ощущает несравненную близость с Б-гом. Такое состояние невозможно описать: это все равно, что хотеть поделиться впечатлением от захода солнца со слепым. Но такое бывает: дверь открылась, и наш взгляд проскальзывает в щель. Этот уровень называется мистикой.
Но может случиться так, что дверь открывается полностью, показывая всю дорогу. Слышимый голос абсолютно чист и полученное послание полностью разборчиво. Это самая прямая связь с Б-гом, которую человек когда-либо способен достичь. Это пророчество.
Каждый еврей на горе Синай достиг этого уровня.
Тфилин возвращает нам этот неповторимый момент.
Среди нас мало философов, еще меньше среди нас людей, достигших уровня мистики. Что же касается пророков, их на земле больше не осталось.
Но у нас осталась возможность вспомнить…
Надевая наш тфилин, мы возрождаем бесконечную связь любви, сформировавшуюся на Синае.
Мы видели, как праведники — люди, достигшие наивысшей святости — испытывали мистические ощущения всякий раз, когда надевали тфилин, как будто слова, написанные на пергаменте, буквально обжигали им сердце и душу.
Мы никогда не достигнем такого уровня…, но ничего нам не мешает попробовать.
Б-г дал нам заповедь тфилин, четко объяснив, как ее исполнять.
Внешне похожий на простой футляр и на грубые повязки, он, на самом деле, представляет собой нечто большее…»
Известна реакция рава Элияу Лапиана, благословенна память праведника, одного из учителей мусара, на появление в продаже одного из первых радиоприемников. Узнав, как функционирует этот механизм, и испытав его, он сказал: «Благодаря этому приемнику можно понять действие тфилин. Он устанавливает прямой контакт посредством волн, идущих Свыше, не используя при этом ни проводов, ни других видимых соединений…»
Изготовление тфилин
Очень важно, чтобы тфилин, позволяющий создать такую необыкновенную связь со святостью, был изготовлен в оптимальных условиях с максимальным вниманием и куплен только у продавца, достойного доверия. Например, у знаменитого изготовителя тфилин. Ведь с его помощью фактически каждый еврей на своем уровне может прикоснуться к самому Источнику жизни и с каждым раз подниматься все выше на пути праведности, благодаря усилиям, вызванным его работой над собой.
В этом и заключается основной смысл тфилин — этого «аппарата славы» еврейского народа, роль каждого представителя которого в любой стране мира — стремиться принести в жизнь максимум святости и твердо бороться со злом.
Тфилин является средством, чтобы этого достигнуть, ведь он образует на голове каждого еврея корону, которая защищает нас от народов, как говорится в стихе: «Ибо увидят они, что Имя Б-га на тебе, и будут бояться тебя». Наши мудрецы объясняют, что этот отрывок говорит о тфилин.
из журнала «Мир Торы», Москва
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ки таво»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всевышний не требует, чтобы мы отправились в путешествие за редким фруктом. Ему нужны непосредственные плоды нашей работы.
р. Ури Калюжный
По материалам ЖЖ Ури Калюжного
Рав Бенцион Зильбер
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
В эпоху Храма евреям было заповедано приносить в Иерусалим корзину с первыми плодами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Бикурим (первинки)
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, иллюстрирующие недельную главу Торы
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
На горе Гризим должны были громогласно благословлять потомков «Шимон, Леви, Йеуда, Иссахар, Йосеф и Биньямин», то есть — все евреи, принадлежавшие к этим коленам израилевым
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора заповедала уважительно относиться к родителям, а также не злословить о ближних. Комментарии к недельной главе.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»
Огорчение, скорбь и другие синонимы