Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Кицур шульхан арух, Раби Шломо Ганцфрид, Тфилин, Молитва, Святость, Святые тексты
1. Заповедь тфиллин — также очень важная заповедь, поскольку вся Тора приравнена к тфиллин, как сказано (в главе про тфиллин): «(…) чтобы была Тора Б-га в твоих устах». Тот, кто не надевает тфиллин, называется «евреем, совершающим преступление своим телом». А тот, кто надевает некошерные тфиллин, не только не выполняет заповедь, но и произносит множество благословений напрасно, что само по себе большой грех. И поэтому пусть человек тщательно выбирает софера для написания тфиллин, такого, чтобы он был действительно большим специалистом в своем деле и Б-гобоязненным человеком. И также ремни для тфиллин должен он покупать только у надежного человека, чтобы быть уверенным, что они выделаны специально для тфиллин из шкуры кошерного животного. И, из-за множества наших грехов, многие нарушают заповедь, покупая тфиллин и ремни у кого попало, лишь бы подешевле, и они потом оказываются некошерными. И всякий, боящийся Б-га, пускай задумается вот о чем: если об одежде своей он заботится, стремится, чтобы она выглядела подобающе, то тем более следует ему позаботиться о вещах, предназначенных для выполнения воли Б-га, да будет благословенно Его Имя! И пусть он не жадничает и не жалеет своих денег, а постарается купить такие тфиллин, которые наверняка кошерны, даже если они и стоят дорого, и пусть проверяет их, чтобы они были правильно устроены, и были бы черными — и корпуса, и ремни1. И необходимо часто смазывать ремни жиром, чтобы они оставались черными (и пусть не смазывает их китовым жиром, т.к. это жир некошерной рыбы). И если тфиллин повреждены, даже немного, или если порвалась сшивающая их нить, пусть немедленно спросит у мудреца, кошерны ли они. И особенно должен он следить за углами корпусов, в первую очередь головного тфиллин, поскольку в этих местах они часто протираются, в них появляются дырки и они делаются некошерными . И так же очень часто бывает, что, когда тфиллин старятся, от внешнего слоя головного тфиллин отслаивается пленка и они становятся некошерными. И за всем этим следует тщательнейшим образом следить. И всякий, кто тщательно исполняет заповедь тфиллин и ведет себя, когда тфиллин на нем, соответственно их святости, то есть не говорит в них о суетном и будничном, наверняка заслужит долгую жизнь и долю в будущем мире, как сказано: «Б-г на них (то есть они носят на себе Имя Б-га, написанное на тфиллин) — будут жить». Слово «тфиллин» происходит от слов «утверждение» и «доказательство», поскольку тфиллин представляют собой свидетельство и доказательство того, что Вс-вышний присутствует среди нас, как говорит Писание: «И увидят все народы той земли, что имя Б-га названо на тебе» — и разъясняют мудрецы наши, благословенной памяти, что речь идет о головном тфиллин, на котором написана буква «шин» — одна из букв одного из имен Вс-вышнего. Поэтому не следует полностью закрывать головной тфиллин талитом2.
2. Время, когда можно накладывать тфиллин, начинается утром, когда рассвело настолько, что при свете дня можно увидеть не слишком близкого знакомого на расстоянии четырех ама и узнать его.
Тфиллин накладывают после облачения в талит. Талит надевают раньше тфиллин потому, что эта заповедь выполняется чаще: ведь талит надевают и в будни, и в Шаббат, и в Йом-Тов, а заповедь тфиллин выполняется только в будни, и сказано в Талмуде: «Если перед человеком две заповеди — часто выполняемая и менее часто выполняемая — пусть исполнит вначале ту, что встречается более часто». А если человек сначала коснулся тфиллин, то, даже если они еще в мешочке, он должен сначала наложить тфиллин, а потом облачиться в талит, из-за другого правила: «Не откладывай заповедь (с которой столкнулся)», как сказано: «И храните (от заквашивания) мацот», и читают здесь не «мацот» — мацу, а «мицвот» — заповеди, и выводят отсюда правило: «Заповедь, с которой ты уже встретился, не заквашивай (не откладывай)».
3. В стихе: «И будет эта заповедь на руке твоей» слова «руке твоей» написаны в необычной форме, с буквой «hей», и учителя наши, благословенной памяти, делают отсюда вывод, что имеется в виду слабая рука, то есть левая. И необходимо поместить корпус тфиллин на то место, где выдается бицепс, как сказано: «И поместите слова Мои эти на сердца ваши», то есть требуется поместить тфиллин напротив сердца. Поэтому необходимо поместить тфиллин в указанном месте и сдвинуть немного в сторону тела, чтобы, когда человек опустит руку, тфиллин оказался напротив его сердца. А относительно слов «между глазами», сказанных о головном тфиллине, получили от предыдущих поколений разъяснение учителя наши, благословенной памяти, что речь не идет именно о месте между глазами, а о том, что тфиллин должен располагаться на оси, проходящей между глазами. И место расположения головного тфиллин — от начала линии волос и вверх до конца того места на черепе, где у младенца родничок. То есть самый нижний край основания корпуса головного тфиллин не должен спускаться ниже линии волос, а самый верхний его край не должен подниматься выше того места, где у младенца родничок. И нужно очень тщательно следить за правильностью наложения головного тфиллин. И если хотя бы часть тфиллин расположена на лбу в том месте, где не растут волосы, или даже тфиллин расположен целиком в том месте, где растут волосы, но сдвинут немного в сторону от вертикальной оси, проходящей между глазами — человек не выполнил заповеди и произнес благословение напрасно. А затылочный узел тфиллин должен быть расположен напротив его корпуса, на голове сзади, на выдающейся точке затылка, то есть на нижнем краю черепа, в месте, где растут волосы и которое расположено напротив рта, и узел нельзя сдвигать ни вправо, ни влево2*. И нужно, чтобы тфиллин был прочно укреплен ремнями на голове. И, если сам корпус головного тфиллин и та часть основания корпуса, в которую продевается ремень, слишком широки, маловероятно, что этот тфиллин будет прикреплен прочно, и необходимо тщательно следить за этим.
4, Тфиллин накладывают стоя. Нельзя вытряхивать тфиллин из мешочка, чтобы не выказывать неуважительного отношения к заповеди, а нужно вынуть их оттуда рукой. И, прежде чем затянуть ремень ручного тфиллин3, нужно произнести благословение: «… и повелевший нам накладывать тфиллин». После этого затягивают ремень, оборачивают его семь раз вокруг руки и, сразу после этого, накладывают головной тфиллин. И, до того как закрепить его на голове, произносят благословение: «… и давший нам заповедь тфиллин», а закрепляя тфиллин на голове, произносят: «Благословенно имя славного царства Его во веки веков!» Накладывающий тфиллин должен произнести эту фразу, поскольку мудрецы сомневаются, обязан ли он произносить это благословение3*; сомневаются они и в том, нужно ли отвечать на него «амен». Поэтому мне представляется, что это благословение нужно произносить шепотом.
И, после того, как человек закрепил головной тфиллин, пусть обернет ремень ручного тфиллин вокруг среднего пальца три раза, один раз вокруг средней фаланги и два раза вокруг нижней.
5. Даже если случилось, что человек сначала достал из мешочка головной тфиллин, он должен «отложить заповедь», положить головной тфиллин и накрыть его чем-либо, и наложить сначала ручной тфиллин. Так делается потому, что сама Тора велела наложить сначала ручной, а потом головной тфиллин, как сказано: «И навяжи их знаком на руку твою, и будут они украшением между глазами твоими», — поэтому в данном случае мы идем на то, чтобы «отложить заповедь».
6. Не должно быть никакой преграды между тфиллин и телом, будь то ручной тфиллин или головной4. И короткие волосы не являются преградой, поскольку это обычная часть тела. Однако отращивать длинные волосы, кроме того, что это указывает на гордыню и уже поэтому запрещено (см. главу 3, параграф 2), запрещено еще и из-за тфиллин, поскольку длинные волосы считаются преградой между тфиллин и телом.
7. Накладывая ручной тфиллин, нужно следить, чтобы узел ремня касался корпуса тфиллин5. И буква «йуд», которую представляет собой этот узел, должна быть со стороны сердца. Та часть основания корпуса тфиллин, в которую продевается ремень, должна быть сверху, а корпус — снизу. А в тяжелой ситуации, например, когда левша, накладывающий обычно тфиллин на правую руку, одолжил тфиллин у того, кто накладывает на левую (или наоборот) и не может переставить узел, а если он наложит как есть — ремень сверху, а корпус снизу, окажется что узел ремня направлен наружу — он может перевернуть тфиллин и наложить его так, чтобы ремень оказался снизу, а корпус сверху, чтобы буква «йуд», образованная узлом ремня, все равно оказалась направленной к сердцу6.
8. Запрещено разговаривать7 в промежутке между наложением ручного и головного тфиллин. И запрещено даже намекнуть на что-то взглядом или указать пальцем, ибо сказано: «И будет тебе знаком на руке твоей и напоминанием (буквально — “памятью”) между глазами твоими», — необходимо помнить (о ручном тфиллине в момент наложения головного), а для этого нужно, чтобы головной тфиллин следовал сразу же за ручным, чтобы они налагались как одно. И даже если накладывающий тфиллин слышит Кадиш или Кдушу, пусть не прерывается, чтобы ответить, а молчит и внимательно слушает то, что отвечает община. Но если он в этот момент слышит, как кто-то произносит благословение : «(…) и заповедовавший нам накладывать тфиллин», может ответить «амен»8, поскольку этот «амен» является только подтверждением тому, что он верит в заповедь тфиллин, и поэтому не мешает наложению тфиллин оставаться единым процессом. Накладывая «Тфиллин рабейнуТам», также запрещено прерываться между наложением ручного и головного тфиллин. Но на Кадиш и Кдушу в этом случае можно ответить9.
9. Если человек случайно прервался (сказал что-либо перед наложением головного тфиллин), пусть коснется ручного тфиллин10 и снова произнесет благословение: «(…) и заповедовавший нам налагать тфиллин», закрепит ручной тфиллин покрепче, а после этого наложит головной тфиллин и благословит на него10**. Но если он прервался для того, чтобы сделать или сказать что-то нужное для выполнения заповеди тфиллин10*, не нужно благословлять второй раз на ручной тфиллин.
10. Налагая тфиллин, человек должен подумать о том, что Святой, благословен Он, дал ему заповедь накладывать тфиллин, содержащие четыре отрывка из Торы, в которых написано о единстве имени Его, благословенного, и о выходе из Египта, и что тфиллин накладывают на руку, против сердца, и на голову, против мозга, чтобы мы помнили постоянно о тех чудесах, которые сотворил для нас Б-г, говорящих о Его единстве и о том, что Ему принадлежат сила и власть в высших и низших мирах, и может Он делать в них все, что захочет. И пусть передаст Ему свою душу, которая расположена в мозгу, а также сердце, из которого происходят желания и мысли, и из-за этого пусть помнит о Творце и меньше думает о собственных удовольствиях, выполняя тем самым требование Торы: «И не совращайтесь вслед за вашими глазами». Поэтому и написано в стихе о тфиллин: «…между глазами твоими».
11. Наложение ручного и головного тфиллин — это две отдельные заповеди, и невозможность выполнить одну из них не освобождает от выполнения другой, то есть если у кого-то есть только один тфиллин или если по какой-либо другой причине он может наложить только один тфиллин, пусть накладывает только один. Если он накладывает только ручной тфиллин, пусть благословляет: «(…) и заповедовавший нам накладывать тфиллин». А если он накладывает только головной тфиллин, то пусть благословляет на него: « (…) заповедовавший нам накладывать тфиллин» и, кроме того: «(…) давший нам заповедь тфиллин», и закончит пусть: «Благословенно имя славного царства Его во веки веков!».
12. Полный левша, даже если он стал левшой из-за того, что сам себя к тому приучил, тем не менее накладывает тфиллин на ту руку, которая для всех людей правая, а для него левая. А если он выполняет всякую работу правой рукой, а левой только пишет, или наоборот — та рука, которой он пишет, считается правой, и должен он накладывать тфиллин на другую. Если же он владеет обеими руками одинаково — накладывает на ту, которая является левой для всех людей. И также, если он не родился левшой, а уже потом приучился писать левой рукой, а всякую работу по-прежнему выполняет правой — накладывает тфиллин на ту руку, которая называется левой у всех.
13. Ширина ремней тфиллин, как ручного, так и головного, не должна быть меньше длины ячменного зерна. Длина ремней головного тфиллин, как правого, так и левого — до пупка, или чуть выше. А некоторые говорят, что правый ремень должен достигать места обрезания, и правильно сделать ремень таким, если это возможно11. А ремень ручного тфиллин должен быть таким, чтобы можно было затянуть узел тфиллин, обернуть его ремень семь раз вокруг руки, три раза вокруг среднего пальца и закрепить. А если ремень ручного или головного тфиллин оборвался, нужно спросить мудреца, остался ли тфиллин кошерным.
14. Необходимо следить, чтобы ремни тфиллин были обращены черной стороной наружу. А если случилось так, что ремни головного тфиллин в месте их прилегания к голове, или ремни ручного тфиллин там, где они обвивают руку11*, перевернулись светлой стороной наружу, следует поститься или искупить свой грех, дав милостыню. И если тфиллин, будучи без футляров, упали на землю, также следует поститься. Но, если они упали на землю, будучи в футляре — нет необходимости поститься, но нужно дать сколько-нибудь на милостыню.
15. Если человек снял тфиллин из-за того, что должен пойти в туалет, то когда он, вернувшись, надевает их, он должен снова произнести на них благословения. Но если он в тот момент читал благословения «Шма», то есть от «создающий свет» (первое благословение перед «Шма») и далее, он не должен делать перерыва, произнося благословения на тфиллин, а пусть наложит их без благословений12, а, закончив «Шмонэ Эсрэ», коснется тфиллин и благословит на них.
16. Все время, пока тфиллин на человеке, он не имеет права отвлекаться от них ни на секунду, кроме как во время чтения «Шмонэ Эсрэ»13 и изучения Торы. Запрещается вкушать трапезу в тфиллин. Но съесть что-нибудь между делом14 можно и в них15. И спать в тфиллин, даже чуть-чуть, запрещено.
17. Должен человек касаться тфиллин всякий раз, когда вспомнит о них, поскольку таким образом он наверняка не отвлечется от них полностью. И пусть потрогает сначала ручной тфиллин, а потом головной. И хороший обычай — касаться тфиллин, когда он упоминает заповедь о них во время чтения «Шма». Когда он говорит: « И навяжи их в знак на руку твою», — касается ручного тфиллин и целует (пальцы). А когда говорит: «… и будут они украшением между глазами твоими», — касается головного тфиллин и целует.
18. Сказано в Талмуде: «Увеличивают святость вещи, но не уменьшают ее». А святость головного тфиллин больше, чем святость ручного, поскольку в нем четыре отдела для четырех отрывков Торы, и, кроме того, на нем написана буква «Шин» — одна из букв одного из имен Вс-вышнего. Поэтому ремень головного тфиллин запрещено переставить на ручной, но ремень ручного тфиллин можно переставить на головной. И также, если ремень ручного тфиллин порвался около узла, и человек хочет теперь перевернуть его, то есть сделать узел с другого конца, это запрещено, а нужно ему сделать узел с того конца, где ремень оторвался. И также запрещено перевернуть ремень головного тфиллин, чтобы та часть ремня, из которой был завязан узел, теперь оказалась вне узла16. Мешочек, который был предназначен для хранения в нем тфиллин и в котором тфиллин уже хранились, больше нельзя использовать для будничных целей17.
19. Не следует снимать тфиллин, не дойдя в молитве «У-ва Ле-Цийон» («И придет Избавитель в Сион…» до слов « Да будет угодно Тебе (…), чтобы мы хранили в этом мире законы Твои (…)»18. А в тех местах, в которых принято для чтения Торы не возвращать свиток на место, пока не прочтут «У-ва Ле-Цийон», не снимают тфиллин, пока свиток Торы не возвращен в ковчег. Намек на это правило содержится в стихе: «И прошел их Царь перед ними, и Б-г на их головах».
А в день, когда в синагоге делают обрезание, не снимают тфиллин, пока обрезание не сделано. В Рош-Ходеш снимают тфиллин перед молитвой Мусаф19. В Холь-а-Моэд праздника Суккот все снимают тфиллин до чтения Аллеля, а хазан — после чтения Аллеля.
20. Снимают тфиллин стоя. Сначала сматывают ремень, обмотанный вокруг пальца, и два или три витка с руки20. И сначала снимают головной тфиллин, а потом ручной, поскольку написано: «И будут они украшением между глазами твоими», и из того, что «будут» сказано во множественном числе, вывели учителя наши, благословенной памяти, что все то время, пока на человеке головной тфиллин, их должно быть два. И поэтому накладывают сначала ручной тфиллин, а снимают сначала головной, чтобы все время, пока на человеке головной тфиллин, был на нем также и ручной. И нужно снимать головной тфиллин левой рукой, поскольку она более слабая, чтобы показать, что нам тяжело снимать их: ведь, согласно заповеди, они должны быть на нас весь день, но, поскольку мы не можем содержать тело в чистоте, мы снимаем их сразу после молитвы. И не следует снимать тфиллин ни напротив свитка Торы21, ни напротив своего раввина22, а нужно отвернуться от них. Мудрецы ввели обычай целовать тфиллин во время их наложения и снятия.
Не снимают талит, пока не сняты тфиллин.
21. Тфиллин нужно укладывать в мешочек таким образом, чтобы назавтра можно было безошибочно взять сначала ручной. Но нельзя класть ручной тфиллин поверх головного, поскольку святость головного тфиллин выше, чем ручного, а нужно положить их один возле другого. И пусть человек положит мешочек с тфиллин в мешок для талита вниз, а талит сверху, чтобы назавтра достать сначала талит.
22. Если у человека нет тфиллин, а община молится, лучше ему дождаться конца общественной молитвы и одолжить у кого-нибудь тфиллин, чтобы он смог прочесть «Шма» и помолиться «Шмонэ Эсрэ» в тфиллин, чем молиться вместе с общиной, но без тфиллин. Но если он боится, что, пока он будет искать тфиллин, пройдет время чтения «Шма» — пусть прочтет «Шма» без тфиллин. А если он боится, что пройдет и время молитвы «Шмонэ Эсрэ» — пусть читает без тфиллин и «Шмонэ Эсрэ», а потом, когда найдет тфиллин, пусть наложит их, произнеся благословения, и прочтет в них какой-нибудь отрывок из книги «Тhиллим» или помолится в них Минху (см. ниже главу 14, параграф 8). Но ночь не является временем выполнения заповеди тфиллин, и запрещено надевать тфиллин ночью. Можно взять тфиллин товарища, даже не спрашивая его, чтобы наложить их и благословить на них, как я уже писал в предыдущей главе, параграф 11, о талите.
23. Для наложения тфиллин необходимо, чтобы тело было чистым. И необходимо следить, чтобы не портить воздух, когда надеты тфиллин (см. ниже, глава 12, параграф 4). Страдающий желудочно-кишечным заболеванием, даже если он не испытывает боли, свободен от заповеди тфиллин, поскольку он не в состоянии содержать свое тело в требуемой чистоте. Но если ему кажется, что он может сохранить тело чистым хотя бы на время чтения «Шма» и «Шмонэ Эсрэ», пусть наложит тфиллин на это время. А больной другими болезнями, если он страдает от них и от боли не может сосредоточиться, свободен от заповеди тфиллин23, поскольку, когда тфиллин наложены, запрещено отвлекаться от них. А если он не настолько страдает — обязан накладывать тфиллин.
24. Если ребенок может правильно относиться к тфиллин, то есть не портить воздух в них и не спать в них, отец должен купить ему тфиллин, чтобы он их накладывал. А в настоящее время распространился обычай, по которому отец покупает ребенку тфиллин, когда тому остается два или три месяца до тринадцатилетия.
25. Относительно наложения тфиллин в Холь-а-Моэд существует спор между законоучителями и разница в обычаях. В некоторых местах придерживаются мнения, запрещающего накладывать их. А в некоторых местах принято поступать согласно мнению требующих накладывать тфиллин, но не произносить на них благословения громко в синагоге, как делают в прочие дни. А у некоторых есть обычай накладывать тфиллин в Холь-а-Моэд без благословения24 (и делающий так должен мысленно условиться, что, если в Холь-а-Моэд не следует накладывать тфиллин, то он накладывает их как простые ремни). И, хотя он не произносит благословения, тем не менее ему запрещено прерываться между наложением ручного и головного тфиллин. Но, чтобы ответить на Кадиш и Кдушу, можно прерваться25. И нужно следить, чтобы не случилось так, что среди молящихся в одной синагоге одни накладывают тфиллин, а другие не накладывают26.
26. Если про тфиллин известно, что они кошерны, то, согласно букве закона, все время, пока цел их корпус, можно считать, что и помещенные внутрь отрывки из Торы кошерны и нет необходимости проверять их. И тем не менее правильно было бы проверять их, поскольку иногда они портятся от пота. А если человек накладывает эти тфиллин только время от времени, их нужно проверять дважды за семь лет, поскольку можно опасаться, что они заплесневеют27. И также, если порвался корпус тфиллин, лежащие внутри отрывки из Торы тоже нужно проверять. Также нужно проверять тфиллин, если они намокли. Но, тем не менее, если рядом с хозяином тфиллин нет человека, который сможет проверить кошерность тфиллин и после этого сшить их обратно — пусть надевает их как есть, чтобы не отказываться от выполнения заповеди тфиллин, но пусть не произносит на них благословения.
1 В случае, когда об этом позаботиться невозможно, следует положиться на мнение тех, кто полагает, что корпуса тфиллин не обязаны быть черными, чтобы иметь возможность выполнять заповедь тфиллин.
2 А если получилось так, что закрыл — заповедь считается выполненной.
2* И лучше, чтобы основная часть узла была выше ямки.
3 А если не сделал так — то после этого.
3* По мнению МБ, он может ответить.
4 А в том месте, где ремни обвивают руку, нет необходимости следить, чтобы не было преграды.
5 И пусть прижмет «йуд» к корпусу тфиллин.
6 О том, можно ли вытащить ремень и всунуть его с другой стороны, см. БГ, раздел 27.
7 И изначально запрещено также слишком задерживаться без причины.
8 По мнению МБ, это также запрещено.
9 И то же относится к Барху и «амен». И после этого пусть немного сдвинет ручной тфиллин и вернет его на место, прежде чем накладывать головной.
10 и сдвинет его с места.
10** БГ пишет, что в своих заметках рабби Акива Игер постановляет, что, если он разговаривал между ручным и головным тфиллин, должен благословить сначала на головной, который обязан сейчас наложить, а после этого пусть коснется ручного, затянет узел и благословит на него: «…накладывать тфиллин».
10* а также на Кадиш, Кдушу или Барху (см. ниже, глава 16, параграф 3).
11 А некоторые говорят: правый — до пупа, а левый — до груди (и МБ не выбирает одного из этих мнений).
11* То есть первый виток, обвивающий бицепс.
12 По мнению МБ, накладывает их между разделами и благословляет, а во время чтения «Шма» накладывает даже посреди раздела и благословляет. И то же самое в благословении после «Шма», но в этом случае произносит только благословение «…накладывать тфиллин». И также накладывает и благословляет между главами Псукей де-Зимра (но не между последней главой и благословением «Да будет восхваляемо…»), и между этим благословением и Барху. Между «…избавивший Израиль» и «Шмонэ Эсрэ» накладывает без благословений, и тогда после «Шмонэ Эсрэ» пусть поправит их и произнесет благословения.
13 В МБ написано: «Во время молитвы и изучения Торы».
14 в количестве «ке-бейца».
15 Возможно, это относится только к тем, кто не снимает тфиллин весь день.
16 В МБ приведены другие соображения.
17 Тем не менее не следует одергивать того, кто кладет сидур в этот мешочек, поскольку, раз все так делают, это как бы заранее оговорено.
18 Тщательно соблюдающие заповеди не снимают тфиллин до Кадиш Шалем. Аризаль имел обычай снимать тфиллин после слов: «И поэтому мы надеемся на Тебя…» (начало второй части «Алейну»). А если в этой общине читают Кадиш Ятом (Кадиш сироты), лучше снимать тфиллин после него.
19 После Хаци Кадиш. А некоторые говорят, до того, как сказать: «…чтобы соблюдали мы правила Твои…». (А некоторые в этот момент снимают только ремни тфиллин с пальцев).
20 В МБ не приводится.
21 А если тфиллин закрыты талитом или одеждой — разрешается.
22 от которого он получил большую часть своей мудрости.
23 А если он хочет все же наложить, ему разрешается.
24 И к такому выводу пришли ахроним.
25 Примечание 9 к параграфу 8 относится также и сюда.
26 Тот, кто не накладывает тфиллин в Холь а-Моэд и молится в синагоге, где накладывают — пусть наложит без благословений.
27 И в этом случае, если некому их проверить, некоторые говорят, что на них можно благословлять. А как поступать на практике — неясно.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.