Темы: Рабейну Там, Тфилин, Раши, Мир Торы
Многие религиозные люди во время утренней молитвы надевают две пары тфилин. Одна из них изготовлена по мнению великого еврейского мудреца Раши, а вторая — по мнению его внука Якова бен Меира или рабейну Тама, знаменитого законоучителя, одного из самых авторитетных раввинов Франции и Германии в эпоху позднего Средневековья.
Зачем нужна эта вторая пара тфилин, если фактически все евреи, следующие указаниям еврейского закона, надевают тфилин Раши?
Разница между двумя видами тфилин в расположении пергаментов с отрывками из текста Торы. Раши и рабейну Там предложили отличные варианты размещения четырех цитат Пятикнижия в коробочках тфилин. Заметим, что с выбранными для тфилин отрывками согласны и Раши, и рабейну Там. Речь идет о предложениях из книги Шмот (13:1—10 и там же 11—16) и из книги Дварим (6, 4—9 и там же 11, 13—21). Порядок, в котором эти отрывки должны быть размещены, согласно Раши, должен соответствовать их расположению в тексте Торы. Вместо этого, согласно мнению рабейну Тама, два отрывка, начинающиеся со слова «вэайя», должны размещаться между двумя другими цитатами (т.е. Шмот, 13, 13—21; там же, 13, 1—16; Дварим, 11, 13—21; там же, 6,4—9).
Вместе с тем рабейну Там считает, что в момент записи отрывков для тфилин все же следует уважать порядок, в котором они написаны в Торе. Фактически, запрещено записывать эти четыре специфических отрывка для тфилина в порядке отличном от того, в котором они встречаются в Торе. Следовательно, на пергаменте, который вкладывают в тфилин, надеваемые на руку, записывают каждый отрывок, согласно порядку Торы, но в условленном месте оставляют пропуски для стихов, которые должны идти дальше. В тфилин, который надевают на голову, где каждый отрывок располагается на отдельном куске пергамента, их записывают в соответствии с порядком Торы, но размещают так, как понимает рабейну Там.
Следует отметить, что специалист может различить, какой перед ним вид тфилина, не открывая коробочек и не проверяя расположение текстов. Отличительной чертой является кусочек шерсти теленка, который нужно оставить торчащим из коробочки для головы. Он появляется в разных местах в зависимости от того, сделан тфилин по мнению Раши или по мнению рабейну Тама[1]. Эти два мнения фактически непримиримы.
Нужно сказать, что мудрецы также разошлись во мнениях по поводу тфилин. Например, Рамбам разделяет точку зрения Раши. А вот мнение Раавада, рава Хай Гаон и рабейну Хананеля совпадает со мнением рабейну Тама".
Именно поэтому те, кто хочет следовать обоим мнениям, накладывают две пары тфилин.
[1] Арух а-Шульхан 32, 83: для Тфилина Раши он почти сбоку, а для тфилина рабейну Там — по середине.
По материалам журнала «Контрасс». Перевод Виктории Райхель, из журнала «Мир Торы», Москва
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»