Темы: Тфилин, Броха Губерман, Мир Торы, Рав Ханох Лернер, Святые тексты
Изготовление «батим» для тфилин — «домиков», куда вкладываются пергаменты с отрывками святых текстов из Торы — это отдельная непростая профессия. Судите сами, вся работа по превращению бесформенного куска толстой кожи в безупречный параллелепипед с идеально прямыми углами, его последующая шлифовка и покраска, как правило, выполняются вручную. Иногда в качестве помощников выступают тиски, пресс или фреза, предпочтительно механические, а не электрические, так как придавать святость предметам, служащим для исполнения заповеди, лучше живой энергией еврея, на которого возложена обязанность надевать тфилин. Рав Ханох ЛЕРНЕР, уже много лет делающий батим для тфилин, рассказал о процессе их изготовления читателям «Мира Торы».
— Все подробности об изготовлении «домиков» для тфилин мы узнаем из Устной Торы. Правила, касающиеся этой темы, относятся к категории законов, «полученных Моше с горы Синай», то есть тех законов Торы, которые устно передаются из поколения в поколение с тех пор, как народ Израиля получил Тору, и до сегодняшнего дня. Следует подчеркнуть, что они обязывают нас точно так же, как и те законы Всевышнего, которые прямо записаны в Торе.
Исходным материалом для изготовления батим является кожа кашерного животного. В наши дни специалисты считают самой подходящей кожу быка в области шеи и лба, так как она наиболее толстая и грубая. Обрабатывать такую кожу научились не так давно, раньше ее просто выбрасывали. Сейчас же из этого материала можно получить пару очень качественных батим для тфилин. Кожа мелкого рогатого скота: овечек, коз — была очень популярна еще несколько десятилетий назад и, в принципе, тоже пригодна для батим. Но «домики», изготовленные из нее, быстро теряют форму и становятся некашерными. По этой причине, говорят, Виленский гаон каждый год менял тфилин.
Нет традиции использовать для иготовления батим кожу диких быков или коров, мясо которых не принято использовать в пищу, так о заповеди тфилин в Торе написано: «Дабы была Тора Б-га на устах твоих». Это означает, что домики следует делать только из кожи животных, мясо которых разрешено есть, так как они могут быть «на устах твоих».
О том, как должны выглядеть батим для тфилин, учат из закона о жертвеннике. Сказано, что каждая их часть должна представлять собой идеальный квадрат: и сам байт, внутри которого располагаются пергаменты с цитатами из Торы, и титура — основание, на котором он стоит, и даже стежки, сшивающие байт по периметру. О величине «домиков» в Талмуде сказано, что изначально размер каждого основания — два больших пальца на два больших пальца (имеется в виду толщина большого пальца руки), что, по расчетам Хазон Иша, составляет приблизительно
Каждый этап производства батим должен быть выполнен во имя святости тфилин, поэтому прежде чем приступить к работе мастер произносит фразу, которая посвящает всю его работу над тфилином «…ле шем кдуша тфилин» — «…во имя святости тфилин».
Производители батим получают кожу засоленной или замороженной. Есть мнение авторитетных раввинов, что высаливание — это начало обработки сырья. Поскольку есть сомнение, что те, кто засаливал кожу, имели в виду, что это делается ле шем кдуша тфилин, желательно использовать для изготовления «домиков» замороженную кожу.
Затем ее размораживают, промывают от крови и две недели вымачивают в извести. После этого сырье пропускают через колоссальную машину, величиной с автобус, отрезающую слой кожи определенной толщины так, чтобы часть, прилегающая к мясу, отрезалась. Нужный размер задает производитель батим. Затем с помощью специального пресса коже придают форму, из которой потом можно будет делать батим головного и ручного тфилинов.
Полученные заготовки — машехот — замачиваются на полтора — два часа. Их помещают в целлофан, чтобы вода проникала как можно лучше. Жидкость снова делает кожу мягкой и пластичной. Теперь с ней удобно работать.
Байт для головного тфилина состоит из четырех отделений, которые формуются в прессе с помощью специальных железных пластин определенной высоты и толщины.
Заготовка с калибровочными пластинами вкладывается в гидравлический ручной пресс, создающий давление приблизительно в десять тонн. Затем она окончательно высушивается несколько месяцев. На заводах это делается в электрических сушильных камерах. Потом закладывается в горячий пресс, который формует байт окончательно.
Следующий этап — написание буквы «шин». Один из законов говорит, что «шин» на байте головного тфилина не может быть вырезан или написан, а должен являться частью самого байта тфилина. Раньше брали форму, вставляли внутрь и выдавливали кожу вперед. Сейчас невозможно так делать — кожа слишком толстая. Изготовление «шин» — сложная операция, состоящая из нескольких этапов. Сначала снова размачивают обе стороны байта головного тфилин, а там, где должна быть «шин», накладывают влажную ткань.
Затем с помощью пресса и специальных трафаретов выдавливают с двух сторон форму буквы «шин». С одной стороны байта делают шин, состоящий из четырех вавов, а с другой — из трех. Шин из четырех вавов есть только на тфилин. Такой вид буквы — требование одного из законов, полученных евреями от Моше рабейну. Если его нет — байт некашерный. В разных общинах принята разная форма буквы «шин».
С помощью трафаретов буква «шин» получается красивой, но некашерной. Поэтому выдавленную форму красят чернилом, а затем удаляют, чтобы сделать заново вручную. Для этого кожу как бы выталкивают с помощью специального инструмента, чтобы она поднималась вверх по намеченному контуру.
После этого снова очерчивают контуры буквы, ставят трафареты и вместе с ними вставляют заготовку в пресс. Так получают и красивый, и кашерный шин. Но если трафарет хоть чуть-чуть сдвинулся и не попал в контур — форма буквы будет испорчена. В таких случаях «шин» изготавливают заново.
На следующий день, а потом еще через две недели байт головного тфилина, с уже нанесенной «шин», к которой снова присоединяют трафарет, опять вставляют в горячий пресс. Это необходимо, так как стороны байта, где нанесена буква, после высыхания частично теряют форму, поэтому ее нужно закрепить.
В течение этих двух недель изготавливается мааварта — место, куда будет вставляться ремешок, которым тфилин привязывается к телу человека.
После этого основание байта склеивают. Предпочтительнее использовать клей из кожи животного, подобный казеину. Сам процесс склеивания очень долгий, потому что натуральный клей высыхает и затвердевает медленно.
Для того чтобы в совершенстве выполнить закон Торы, требующий, чтобы у головного тфилина было четыре самостоятельных отделения, лучше всего их не склеивать. Склеенной должна быть только титура. Так делают лишь при производстве высококачественных и дорогих тфилинов, поскольку в более дешевых невозможно сохранить форму без склеивания отделений.
После склеивания основание закрывается, и байт идет на фрезерование. С помощью этого этапа домики приобретают практически идеальную квадратную форму. Точность прямого угла — до
После этого батим многократно красятся и шлифуются. Затем в них по специальным правилам вкладываются пергаменты с цитатами из Торы, в которых упомянута заповедь тфилин. Сначала каждый пергамент скручивается и связывается волосом теленка, затем сверху накладывается другой тонкий пергамент, который также прикрепляется волосом. Только после этого каждый пергамент с определенным отрывком Торы вкладывается в предназначенное специально для него отделение.
Теперь байт можно сшить. Его зашивают жилами так, чтобы прошивка очерчивала квадратный периметр основания. Затем заканчивают красить титуру, вставляют ремешки, также изготовленные вручную, завязывают их специальными узлами так, чтобы на головном была буква «далет», на ручном — «йуд». Тогда с «шин», красующемся на головном тфилине, получается имя Всевышнего: шин-далет-йуд. Теперь байт можно вкладывать в футляр и передавать заказчику.
На каждом этапе изготовления батим нужно соблюсти множество законов. Их производство, как вы убедились, очень трудоемкий и сложный процесс. Это обуславливает и стоимость тфилин на мировом рынке. Цены колеблются от 200 до 2000 долларов.
ВРЕЗКА
Рав Ханох Лернер: Я родился в Кишиневе еще при жизни Сталина. Отец все-таки сделал мне брит на восьмой день. Может, поэтому всегда был в поиске Б-га.
Десять лет я просидел в отказе. Мне не давали разрешения выехать в Израиль, потому что окончил закрытый институт. За пять лет до того момента, как нам разрешили ехать, я начал соблюдать заповеди Торы. Это произошло после того, как у нас родился первенец. Хотелось сделать ему брит вовремя. Оказалось, что это возможно только в Москве, и мы отправились туда. В Москве познакомились с религиозными евреями, стали потихоньку соблюдать заповеди.
Двадцать один год назад приехали в Иерусалим. Тогда у нас было только двое детей. Сейчас «немножко» больше.
Я учился в ешиве «Швут Амии». Тогда же начал изучать процесс производства батим для тфилин. Преподавал в «Ор Самеах», «Эш а-Торе», «Шуву».
И сегодня я продолжаю учить Тору, занимаюсь производством батим для тфилин, а кроме того вместе с женой консультирую семейные пары по вопросам психологии семейных отношений.
Из журнала «Мир Торы», Москва
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Элиягу Вугенфирер
Заповедью является не только просьба о прощении, но и само возвращение ко Всевышнему
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Дни благоволения • Символы Элула • Трубление в шофар • Обычаи месяца Элула • Смерть разведчиков • 25-е Элула • Строительство стены вокруг Иерусалима • Не благословляем наступление Тишрей • «Слихот» • «Тшува» — Дар Всевышнего • Основы «тшувы»
Рав Йосеф Б. Соловейчик
из книги "О раскаянии". Два аспекта тшувы.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Полное возвращение возможно — правда, при условии, что оно сделано не ради выгоды. Кроме того, все плохое, совершенное ранее человеком, засчитывается ему как поступок хороший, праведный, со знаком плюс.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Воды Тихона
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2024 г.: праздник начинается 2 октября с заходом солнца и длится два дня
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Элияу Левин
Сложно сменить образ жизни со светского на религиозный. Однако мудрецы подробно обсудили специфику перехода и дали широкий ряд рекомендаций.
Рав Исроэль-Меир Лау
Законы и обычаи святого дня.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.