Из цикла «Дерех эрец», темы: Дерех Эрец, Шауль Вагшал, Материальный ущерб
Тора требует от человека, чтобы он напрягал весь свой ум, чтобы предвидеть и предотвратить ущерб, который его действия могут причинить другим, и даже ущерб неумышленный, ибо «человек считается способным в любую минуту причинить ущерб» (адам муад леолам). Даже если разбил чужие вещи во сне или упал с крыши (не от необычно сильного и неожиданного порыва ветра или другой подобной причины, от которой невозможно уберечь себя) и причинил другому человеку ущерб своим падением, — должен оплатить его, даже если самому себе нанес гораздо больший ущерб (Бава кама 26а).
Человек ответственен также и за тот ущерб, который может причинить другим его имущество. Если у кого-то была корова, которая никогда никому не вредила, и через десять лет она вдруг один раз бодалась, ее хозяин должен оплатить половину ущерба, ибо каждый из нас должен внимательно следить за тем, чтобы из-за него не был нанесен ущерб другому человеку.
Следует остерегаться во всех своих поступках, чтобы не испугать и не осрамить другого человека. И потому сказали, что нельзя входить внезапно в дом товарища, ибо, возможно, в доме сейчас происходит что-то такое, что принято скрывать от посторонних глаз, и хозяева будут смущены вторжением (Дерех эрец 5).
Талмуд приводит следующие слова из книги Бен Сиры: «Троих ненавидел я, и один из них — это тот, кто входит в дом товарища внезапно». Раби Йоханан добавляет: «И даже в свой собственный дом» (Нида 16б). И подобно этому говорили наши мудрецы, что не следует наводить сверх меры страх на своих домашних, ибо нужно предвидеть последствия этого: чрезмерный страх может довести до греха, как объясняется это в Талмуде (Гитин 6б).
По этой же причине не следует запугивать ребенка, говоря ему: «Сделаю тебе так-то и так-то». Описывают случай с одним ребенком, которого отец запугал угрозами битья, и этот ребенок наложил на себя руки (трактат Смахот 2:4; приводит это также и Рош гл. Элу мегалхим п. 94). И заканчивают там следующими словами: «Отсюда учили наши мудрецы: Не следует пугать ребенка! Или наказывай его сразу, или молчи и не реагируй никак».
с разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»