Из цикла «Дерех эрец», темы: Дерех Эрец, Шауль Вагшал, Забота о здоровье, Бедность, Материальные блага
Все время, пока человек болен, он лишен полноты осознания окружающего мира и чувственного восприятия; он не может вглядываться, вдумываться и приходить к правильным умозаключениям. Писал Рамбам: «Не может человек познавать своего Творца, пока он болен» (Рамбам, Законы мнений 4:1).
Когда человек не полностью здоров, и у него есть боли, дискомфорт, либо он устал или голоден, — он не может радоваться окружающим, ему трудно быть с ними приветливым, радовать и утешать их своим словом. Поэтому человек должен стремиться быть полностью здоровым.
Основные потребности человека сводятся к еде, питью, отдыху и сну. Вот что пишет об этом Орхот цадиким: Сила человеческая не подобна камню, и кости его не из меди, чтобы работать непрестанно. Человек нуждается в отдыхе, чтобы подкрепить свои силы. И если спит он для того, чтобы отдохнули его душа и тело, чтобы не заболеть, ибо, заболев, он не сможет служить Всевышнему, — у такого человека даже сон — служение Ему.
Оберегать себя от бедности
Говорили наши мудрецы, что муки бедности сводят человека с ума и заставляют его забыть Всевышнего (Эйрувин 41б). И сказано в Талмуде, что человек обязан молиться о том, чтобы спастись от бедности. Следует оберегать себя, насколько возможно, от этого испытания, и не ждать до последней минуты, когда положение станет нестерпимым.
Сказал царь Шломо: «…чтобы, обеднев, не воровал я…» (Мишлей 30:9), предостерегая этим, что испытание бедностью очень большое и тяжелое. Бедность может сделать человека гневливым и обидчивым, а эти качества разрушают мир в доме. Предупредили нас наши мудрецы: Следует всегда быть осторожным в своем доме во всем, что касается хлеба насущного, ибо из-за этого — все ссоры в доме (Бава меция 59а).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»