Из цикла «Дерех эрец», темы: Дерех Эрец, Шауль Вагшал, Стыд, Отношения между людьми
Запрещено причинять любому еврею неприятности и боль своими речами, как сказано: «И не обижайте один другого…» (Ваикра 25:17, см. Раши). Следует, однако, остерегаться, чтобы не причинить ближнему стыда и не задеть его даже неумышленно, и даже, казалось бы, невинным словом, так, что говорящему трудно предположить, что сказанное может причинить боль или обиду. Сказано в Талмуде: родственнику повешенного не говори: «Повесь мне это полотенце», ибо этого достаточно, чтобы повергнуть его в стыд (по Бава меция 59б). Нечто подобное мы находим у авторитетов по алахе относительно случая с одной женщиной, о которой распространился слух, будто бы она блудила в Тверии, и один человек кричал ей вслед: «Тверия, Тверия!». Постановили, что он должен просить у нее прощения (Даркей Моше на Хошен мишпат 420). Подобным же образом предупреждает Орхот цадиким: беседуя с человеком, у которого (либо у кого-то из его семьи) есть тот или иной телесный недостаток, следует избегать упоминания об этом недостатке, даже если разговор идет на совсем другую тему. Ибо он обязательно примет подобное упоминание на свой счет и смутится. Есть и другие подобные случаи.
И точно так же в ситуации, когда кто-то допустил оплошность или ошибку, следует эту ошибку «не заметить», чтобы не причинить ему стыда. Подобным же образом, находясь в обществе человека, грешившего в прошлом, но ныне вернувшегося к соблюдению заповедей, необходимо очень остерегаться, чтобы не напоминать ему о прошлых грехах (Орхот цадиким, Шаарей штика).
В соответствии со сказанным в наше время следует особо остерегаться, чтобы не задеть и не обидеть слушателей во время всякого рода публичных выступлений, на лекциях, кружках и т. п., где обычно бывает много баалей тшува; то же самое верно в отношении людей, перешедших в еврейство (геров). Сюда же относится и приведенное в Талмуде высказывание наших мудрецов о том, что не следует отзываться пренебрежительно о нееврее в присутствии гера или его потомка вплоть до десятого поколения, ибо это причиняет им боль (Санхедрин 94а). Об этом же говорит и Раши в своем комментарии на сказанное в Торе: «И возрадовался Итро…» (Шмот 18:9): «Возрадовался — это в прямом смысле. А аллегорическое толкование таково: плоть его была, как бы изрезана. Он скорбел о гибели Египта…», и далее Раши цитирует приведенные выше слова наших мудрецов из Талмуда.
Не причинять стыда
Следует остерегаться того, чтобы не причинить другому человеку стыда даже во время совместного изучения Торы и талмудической дискуссии. Говорит мидраш: Доэг Аэдоми получил такое прозвище за то, что заставлял краснеть (адом) Давида, причиняя ему стыд своим искусством алахической дискуссии (Мидраш Теилим 52:4). Ученику не следует задавать вопрос раву, если есть опасение, что рав не будет знать, что ответить (см. Хулин 6а). И еще сказали: если рав учит сейчас какой-то определенный трактат Талмуда, не задавай ему вопрос из другого трактата (Шабат 3б). Рассказывает Талмуд (Моэд катан 5аб), что у раби Яная был один ученик, который каждый день засыпал его вопросами, но воздерживался от этого в дни праздников (при стечении народа, из опасения, что рав не сможет ответить и устыдится — Раши). О таком человеке говорит Писание: «Наблюдающему за своими путями покажу спасение Б-жье» (Теилим 50:22). Объясняет там Раши: «Наблюдающий за путями своими» — это обдумывающий, когда спрашивать, а когда нет. И еще сказали наши мудрецы: когда рав входит в дом учения, не задают ему вопросов, пока не соберется с мыслями (Тосефта Санхедрин, конец гл. 7).
Ошибается тот, кто полагает, что иногда мы обязаны причинить кому-то (или себе) стыд. Мы учим обратное из того, что, согласно алахе, человек, сидящий в доме молитвы и обнаруживший, что нити цицит в его талите пришли в негодность, может продолжать оставаться на своем месте, чтобы не подвергать себя неловкости в присутствии многих людей. Из этого следует, что даже в деле, связанном с исполнением заповеди, необходимо остерегаться причинения стыда, и ради этого можно пожертвовать ее исполнением путем шев вело таасе (воздержанием от активного действия).
Не причинять стыд тому, у кого нет чего-либо
Благословенной памяти наши мудрецы приняли несколько постановлений, ставящих всех в равные условия при исполнении тех или иных законов и обычаев и имеющих целью оградить от стыда человека, у которого нет чего-то, что есть у товарища. В Талмуде (Таанит 26б) описывается древний обычай: два дня в году — в Йом кипур и 15-го ава — девушки Израиля выходили танцевать в хороводах в виноградники, и все надевали одолженные друг у друга белые платья, чтобы не было стыдно тем, у кого их нет. Другой пример относится к обычаю приносить еду в дом скорбящего. Богатые приносили еду в золотых и серебряных сосудах, а бедные — в плетеных ивовых корзинах, и они испытывали стыд. Тогда было принято постановление: всем приносить только в таких корзинах, ради чести бедняков (Моэд катан 27а; см. там еще несколько примеров постановлений подобного рода).
Подобно этому постановили также, что при приношении первинок (бикурим) в Храм специальный чтец читает установленный отрывок из Торы даже за того, кто может и сам прочесть, чтобы не причинять стыда тому, кто не умеет читать (Бикурим 3:7). И также сегодня по аналогичной причине принято, что жених не читает сам свадебных благословений (Эвен аэзер 34, Бейт Шмуэль пар. 2).
с разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»