Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»

Пребывать в радости

Хорошо, когда человек пребывает в радости. Ибо, если удрученного человека просят о помощи, у него нет сил помогать другим, и он отказывается, нередко к тому же с раздраженным и злым лицом. Но когда человек радуется, сердце его расположено к другим людям, и он с удовольствием поможет им, как сказано: «В минуту расположения сердечного откликнется тебе» (Орхот цадиким, Шаар асимха).

Не быть придирчивым и обидчивым

Человек придирчивый и обидчивый легко впадает в гнев, а гневливый неприемлем в обществе и тем более тяжел для своих домочадцев, постоянно слышащих его гневные речи и жалобы. Гневливый человек постоянно ссорится и обвиняет других, и жизнь ему не в жизнь.

Гнев побуждает его к неверным поступкам, и он делает вещи, которых никогда бы не сделал в нормальном состоянии. Из-за гнева человек упускает многие заповеди, ибо в таком состоянии он не может жалеть других и помогать им; не может он также и молиться как должно, сосредоточенно и с правильным настроем (по Орхот цадиким, Шаар акаас)

Быть верным и надежным

Человек, на слово которого невозможно положиться, неприемлем среди людей, и об этом писал Рош: «Будь надежен по отношению к каждому человеку и, в том числе, по отношению к нееврею» (Орхот хаим, день 6 п.129).

Сказано: «Люби говорить: “Может быть… ?” и ненавидь говорить: “Что в этом такого?”» (Дерех эрец зута гл. 1). Другими словами, не говори о вещах, в которых нет полной ясности, как об известных наверняка (оправдывая это словами «Что в этом такого?»).

И еще сказали: «Таково наказание лжеца и выдумщика: даже когда он говорит правду, ему не верят» (Санхедрин 89б и Авот дераби Натан гл. 34). Талмуд приводит в качестве доказательства случай с сыновьями Яакова, которые солгали отцу, сказав, что нашли окровавленную полосатую рубаху Йосефа. А когда потом братья сообщили отцу, что Йосеф жив, он им не поверил.

Не выдавать тайн других людей

Умение хранить тайны других людей — неотъемлемая часть качества верности. Раскрывающий чужие тайны называется сплетником, как сказано: «Ходит сплетник, раскрывает тайну…» (Мишлей 11:13). Речь идет даже не обязательно о настоящей тайне; всякая вещь, о которой товарищ не сказал определенно, что можно рассказывать о ней другим, попадает в эту же категорию. Сказано в Талмуде: «Откуда мы учим, что все, что один человек рассказывает другому, тому запрещается открывать кому-то еще, пока первый не скажет ему: “Пойди и расскажи?” Сказано в Торе: “…и сказал Г-сподь ему (Моше) из Мишкана, говоря…” (Ваикра 1:1). Объясняет Раши: “Слово “говоря” — на иврите לאמר (лэмор) — можно составить из двух слов לא אמור (ло эмор) — “не говори, пока не получишь разрешения”” (см. у Хафец Хаима детали этого закона).

Доложить пославшему о сделанном

Пишет Раши: “Учит нас Тора дерех эрец, чтобы тот, кто выполнил данное ему поручение, не сказал: “Пославший меня знает о том, что я сделал, и потому мне не нужно ему докладывать”. Об этом сказано в Торе: “И передал Моше речи народа Г-споду” (Шмот 19:8)”.»

Из этого ясно, что если пославшему неизвестно, выполнено ли поручение, то тем более правила дерех эрец обязывают посланца доложить о сделанном, чтобы не заставлять пославшего беспокоиться напрасно.

Не вторгаться в сферу интересов других людей

Следует очень остерегаться, чтобы не вмешиваться в дела других людей и не вторгаться в сферу их интересов. Это особенно касается общественных дел, где с легкостью можно задеть честь ответственных за них людей. Рассказывает нам Тора, что наш учитель Моше отказывался принять на себя миссию — вывести еврейский народ из Египта, опасаясь расстроить Аарона тем, что вторгнется в сферу его деятельности.

Предвидеть последствия своих действий в вопросах дерех эрец

Невозможно человеку жить затворником в своем доме. Поэтому каждый человек должен готовить себя к встрече с другими людьми, чтобы знать, как разговаривать с ними и чего остерегаться, чтобы не задеть их чести. Это относится к взаимоотношениям между человеком и его другом, сыном и отцом, учеником и учителем, и сказанное касается каждого из них — как старшего, так и младшего.

Особой мудрости и молитв о помощи с Небес требует встреча с человеком с тяжелым характером или со злодеем. Поэтому мудрецы наши, составляя ежедневный порядок молитв, предусмотрели в нем специальную просьбу «…и спаси нас от человека дурного и от плохого товарища», чтобы «дать лекарство прежде болезни».

Чтобы уберечь себя от греха, необходимо специально готовиться и к встрече с людьми, склонными к злоязычию. Бывает, что не остается другого средства, кроме прекращения контактов с ними.

Пишет Шульхан арух, что в ситуации, когда сын — больший знаток Торы, чем отец, и есть опасение, что родители станут срамить сына, тому лучше отдалиться от них. И тогда и отец, и сын не нанесут ущерба чести и достоинству друг друга (Йоре дэа 240:7).

Судить не по всей строгости закона (в имущественных делах)

Сказано в Талмуде (Бава меция 30б): «Лишь за то был разрушен Иерусалим, что решали судебные дела строго по закону Торы (взыскивая без снисхождения)». В этом мы видим предупреждение об обязанности уступать в суде друг другу; о том же мы учим из сказанного в Торе: «…и дела, которые им делать» (Шмот 18:20), — судить не по всей строгости закона.

Судить же по всей строгости следует только тогда, когда иначе невозможно, например, когда истец — бедняк. Но всякий, кто может, должен уступать ближнему в суде.

Не смотреть в глаза собеседнику

Во время беседы с товарищем не следует смотреть ему в глаза; так повелевают правила скромности (из Завещания раби Элиэзеар Великого п. 16).

Не быть переменчивым

Благо человеку, отстаивающему свои принципы и не меняющему с легкостью своих обычаев и стиля поведения.

Человек, который не выполняет принятого на себя и, сказав сегодня одно, назавтра передумывает и говорит другое, ведет себя крайне недостойно. И даже тот, кто подобным образом проявляет какое-нибудь хорошее качество, не удостаивается за это уважения со стороны других людей. Они скажут, что то, что он делает, — не всерьез, ибо у него ни в чем нет постоянства и невозможно положиться на него (по Орхот цадиким, Шаар ахарата). Чтобы в себе искоренить этот недостаток, следует перед совершением действия тщательно продумать все его детали и определить, что именно вы в состоянии реально исполнить.

Не смеяться над товарищем

Нельзя насмехаться над товарищем даже в форме невинной шутки, говоря: «Он ведь друг мне и не обидится», ибо таким путем из любви произрастет ненависть (Тав Йеошуа гл. 10 п.73 по Мишлей).

Не отказывать важному человеку

Сказали наши мудрецы: «Можно отказать младшему (когда он желает почтить старшего, приглашая его в свой дом, и т. п.), но не отказывают в том же старшему (или важному)» (Псахим 86б и Бава меция 87а).

С одной стороны, дерех эрец повелевает отказываться от почестей, и потому отказывают младшему; однако, с другой стороны, та же дерех эрец запрещает отказывать старшему (или важному) и оспаривать его слова.

Таким образом, мы видим здесь два правила дерех эрец, которые диктуют взаимно противоречивые модели поведения. И в этом втором случае наши мудрецы отдали предпочтение правилу «не отказывать старшему», ибо почитание старшего (или мудрого) важнее отказа от почестей (из скромности).

Совет старого — «строительство»

«Если скажут тебе старые: “Разрушай!”, а молодые говорят: “Строй!” — разрушай и не строй, ибо разрушение (по совету) старых — это строительство, а строительство (по совету) молодых — это разрушение. Доказательством тому может служить рассказ Писания (I Мелахим гл.12) о том, как царь Рехавам (сын царя Шломо) послушал совета молодых (“которые росли вместе с ним”, как сказано о них в Писании) и отверг совет старых (“старейшин, которые стояли перед его отцом Шломо”, как сказано там). И в результате отделились от его царства десять колен еврейского народа»» (Мегила 31б).

Сказали наши мудрецы, что у знатоков Торы, по мере того, как они старятся, разум созревает и укрепляется, и потому у них есть преимущество в мудрости перед более молодыми. О том же говорит и Мишна (Авот 5:21): «Сорокалетний (готов) к пониманию, пятидесятилетний — к тому, чтобы давать советы (другим людям)». Объясняет Раши: мы учим это из того, что левиты, достигнув пятидесяти лет, больше не выполняли прежней своей службы в Храме, а обслуживали других; и что же это была за служба? Давали людям советы! И поэтому следует слушать советов старых!

Не вмешиваться в чужие ссоры

Писал Рош (Орхот хаим, день 4 п.65): «Не следует вмешиваться в чужие ссоры (пытаясь помочь одной из сторон), ибо ссорящиеся, в конце концов, помирятся между собой, а гнев на тебя (у одного из них) останется».

И еще писал Рош: Не отступится (в этой ситуации) ни один ненавистник (от ненависти к тебе) (Орхот хаим, день 5 п.90), и особо предупреждает он относительно нееврея, ибо гнев его непреходящ вовеки!

Говорить: «Не о вас будет сказано!»

Следует приучить себя, сообщая другому человеку о своих бедах и горестях, добавлять: «…не о вас будет сказано», подобно тому, как написано: «Не о вас будет сказано, все идущие по дорогам…» (Эйха 1:12).

Сообщать товарищу только часть его заслуг и достоинств

Дерех эрец учит не говорить товарищу обо всех его достоинствах, чтобы не создавалось впечатления, будто говорящий лицемерит и льстит.

Отказываться от неумеренных почестей

Тот, кому оказывают почести, несоразмерные его заслугам, должен сказать, что не достоин этого. Если же хозяева будут настаивать, говоря, что он все-таки должен их принять, следует уступить и принять. Мы учим это из того, что говорится в Талмуде об убийце (совершившем непреднамеренное убийство), пришедшем в город-убежище (Макот 12б; приводит это также Маген Авраам на Орах Хаим 156).

Если хотят назначить на ответственную должность человека, у которого нет познаний в Торе, необходимых, чтобы занимать ее, а назначающие ошибочно полагают, что кандидат такими познаниями обладает, обязан сообщить им о своем несоответствии (Шабат 119б).

Соблюдать дерех эрец также и между любящими

Поскольку любовь ломает иногда привычные рамки поведения, следует остерегаться, чтобы не нарушать правил дерех эрец под действием этого сильного чувства. Когда Моше с Аароном встретились на горе Б-жьей (Шмот 4:27), то Аарон поцеловал Моше, а не Моше Аарона, поскольку Аарон был старшим братом, и говорит мидраш, что именно так следует поступать в соответствии с дерех эрец. Подобно этому мы учили, что младший не должен приветствовать первым старшего (или более важного).

Не отвечать глупцу

Стих Мишлей (26:4) «Не отвечай глупцу по глупости его…» относится к обычным вещам. Когда же необходимо пресечь клевету и злословие глупца или в отношении слов Торы, следует ответить ему. Однако еврею-апикоресу (безбожнику) отвечать не следует, ибо он испорчен более всех других (Санхедрин 38б).

Не входить в дом товарища во время трапезы

Следует остерегаться, чтобы не входить в дом товарища в то время, когда он ест, ибо он из стеснения прервет трапезу или, во всяком случае, получит от нее меньше удовольствия (Тав Йеошуа гл.3 п.82).

Плохие соседи

1.Следует остерегаться дурных приятелей, и тем более — нечестивых (Сота 7а), и стараться избегать соседства с подобными людьми. И об этом сказали наши мудрецы: «Горе злодею и горе его соседу». И не стоит жить по соседству с человеком хотя и праведным, но невежественным в Торе. Ибо он не может выполнять заповеди правильно во всех их деталях, и праведность его далека от совершенства, в то время как люди смотрят на него и учатся тому, что он делает (Шабат 63б).

2. Не должно входить в привычку собирать в своем доме многих приятелей для совместного проживания, ибо, в конце концов, хозяин перессорится с ними (Санхедрин 100б).

Входя в дом учения

Сказано в Тосефте (Санхедрин конец гл. 7): «Вошедший в дом учения и нашедший там людей, занятых алахической дискуссией, не должен вмешиваться в нее, пока не вникнет в суть обсуждаемого. О том, кто поступает подобным образом, сказано: “Семь вещей мы видим у невежды, и одна из них — то, что он прерывает речь собеседника” (Авот 5:7).

Рав перед своими учениками

Рав не должен вести себя легкомысленно перед своими учениками, отпускать шуточки, а также есть и пить с ними, чтобы они испытывали перед ним почтение и страх (Рамбам Законы изучения Торы).

Тот, кто благословлен богатством

Тот, кому Всевышний дал богатство, должен содержать свой дом так, как это принято у богатых, а не у бедных, иначе это будет выглядеть проявлением неблагодарности по отношению к Всевышнему (но только знать меру, чтобы не возбудить зависть у других людей). Мы учим это из сказанного в Торе: “Пищу покупайте у них за серебро и ешьте… Ибо Г-сподь, Б-г твой, благословил тебя во всяком деле рук твоих…” (Дварим 2:6,7), и писал об этом Раши: “Выказывайте себя богатыми, а не бедными, чтобы не явить этим неблагодарности к Всевышнему”.

А то, как Талмуд объясняет стих Писания: “Благо человеку милосердному и дающему взаймы, ведет он справедливо дела свои” (Теилим 112:5), что “должен человек есть и пить меньше, чем по достатку своему, одеваться — соответственно достатку, а на жену и детей тратить более, чем по достатку своему” (Хулин 84б), — то это сказано о человеке среднего достатка, и так говорит об этом Раши (в комментарии на приведенный выше псалом).

с разрешения издательства Швут Ами


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»