Из цикла «Отрывки из книги «Обретая себя»», темы: Меир Левин, Рассказы, Советский Союз
В 1964 году мы вместе с Романом Джинджихашвили выехали на первенство Союза среди молодежи, которое проходило в Риге. (Ригу в шутку называли Таль-Авив, так как там жил знаменитый Михаил Таль). А я шутил: два еврея едут в Таль-Авив защищать честь Грузии. К шахматам я относился несерьезно, так как начитался книжек о том, что в Советском Союзе спорт — любительский. Поэтому к турниру я не готовился. Да и не с кем было: мой тренер к тому времени серьезно заболел. Занятия в институте тоже отнимали много времени.
Рига поразила меня потрясающим снабжением, тем, что вечером в ресторан не пускали без галстука, практическим отсутствием пьяных. Это был чисто европейский город со множеством маленьких кафе.
На турнире я играл неплохо, и за два тура до конца вышел в группу лидеров. Моим следующим противником был белорусский мастер Алик Капенгут. Классом игры он превосходил всех юниоров. Он был членом студенческой сборной СССР. Невероятно элегантный молодой человек!
Мы начали играть. Я знал, что он играет намного сильнее меня, и результат партии предрешен. Поэтому я абсолютно не волновался. К двадцатому ходу, проведя красивую комбинацию, я выиграл фигуру. И тут начал нервничать: почему он не сдается? После партии он извинился за то, что продолжал игру в безнадежной позиции, объяснив это тем, что ему не хотелось наблюдать партии конкурентов и он предпочел быть занятым игрой.
Я победил и в последнем туре играл с узбеком Вячеславом Агзамовым. Тоже выиграл фигуру. Взглянул на партии конкурентов и сразу задергался: у меня были шансы стать чемпионом Союза. И я стал одну за другой допускать ошибки, и еще в выигрышной позиции предложил ничью. В итоге я поделил третье место с Тукмаковым и Цешковским — в недалеком будущем ведущими советскими гроссмейстерами. Потом были всесоюзные сборы на Рижском взморье.
Вернувшись домой, я попросил у родителей разрешения взять академический отпуск, чтобы серьезно заняться шахматами. Мне сказали: «Вначале закончи институт, а потом делай, что хочешь». Мне не трудно было настоять на своем, если бы я был уверен, что это нужно кому-то, кроме меня самого. В итоге я согласился с родителями, начал сдавать запущенные предметы, закончил институт. На пять лет забросил шахматы.
Через семнадцать лет, уже в качестве инженера, я попал в Ригу и все никак не мог понять, как за семнадцать лет можно было Европу превратить в Воронеж. В то время в Грузии пропало сливочное масло, и я решил купить его в Риге. В магазине мой вопрос о масле встретили горьким смехом. Тогда я пошел в буфет гостиницы и попросил буфетчицу дать мне два килограмма. Она ответила, что получает 200 граммов в день. Пришлось применить свой классический прием.
— Ты латышка? — спросил я.
-Да.
— А меня из Грузии жена послала. До чего нас довели! Ни у вас, ни у нас масла нет!
— Приходи вечером, будет тебе масло!
Вечером меня ждали два килограмма масла. Я хотел заплатить, но мне ответили, что за мои слова шеф-повар запретил брать с меня деньги. И пожелал, чтобы мы больше из Грузии в Латвию за маслом не ездили.
Это был мой первый и пока единственный литературный заработок.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»