Темы: Меир Левин, Броха Губерман, Бааль Тшува
Инженер, шахматист, писатель, автор и исполнитель песен – все это Меир Левин. Ежедневно изучающий Тору религиозный еврей – это тоже он. Меир Левин считает, что смог создать свои книги и песни, только благодаря знакомству с мудростью Торы и возвращению к еврейской традиции, принесшим необходимый для творчества уровень понимания жизни. Об этом он рассказал читателям нашего журнала в эксклюзивном интервью.
Меир Левин родился в 1945 году в Тбилиси в семье журналиста и учительницы. С 7 лет серьезно занимался шахматами. Был чемпионом Грузии в юношеских соревнованиях, призером Чемпионата СССР среди молодежи. Окончил Грузинский политехнический институт, работал в области автоматизации тепловых и атомных электростанций. С 1993 года живет в Израиле, учит Тору, пишет книги и песни, серьезно занимается шахматами. Его жена Шошана – учитель математики. В семье Меира Левина две дочери и три внука. Пока готовилось интервью, Меир Левин стал дедушкой в четвертый раз. У него родилась первая внучка.
Корреспондент: Какие моменты жизни стали началом вашей дороги к Творцу?
Меир Левин: Наверное, началом моей дороги к Творцу все-таки были мысли, возникшие после того, как мой младший брат начал соблюдать заповеди. Это было в 80-ые годы, и тогда я, глядя на него, понял, что этот образ жизни – единственно правильный. Но мой путь к В-вышнему, к конкретному выполнению заповедей начался на 10 лет позже.
Однажды я пришел к брату и сказал:
- Я хочу знать, что должен делать еврей, соблюдающий заповеди. Я буду это делать.
Он мне сказал:
- Не ешь свинину и говори: «Шма, Исраэль…».
Я начал выполнять эти заповеди. А он постепенно давал мне все больше и больше информации. Сейчас благодаря тому, что я учусь в ешиве, наша с ним учеба превратилась в диалог. Иногда бывает, что я тоже могу чему-то его научить.
К.: Каково отношение ваших родителей к еврейской традиции?
М.Л.: Когда начал соблюдать еврейские законы мой брат, они панически боялись за него. В те годы это действительно было опасно. Но когда в 1983 году отец заболел, он просил моего брата:
- Молись!
Когда я начал соблюдать заповеди, отца уже не было в живых, а мама успела смириться с нашим образом жизни. Она сказала мне:
- Как я счастлива, что ты стал жить по законам Торы, что нашел себя.
К.: Как Вы познакомились с вашей женой?
М.Л.: Ну, это была приключенческая история. Моя мама – учитель младших классов, и моя жена была ее ученицей. Еще в те годы мама, шутя, говорила ей:
- Ты будешь моей невесткой.
Естественно, я не знал о существовании этой девочки. Спустя много лет мама была в гостях в том районе Тбилисси, где жила ее бывшая ученица. Они случайно встретились. После этой встречи моя мама познакомила меня с ней. Мы поженились 35 лет тому назад. А наша хупа была примерно 9 лет тому назад.
К.: Возвращение к еврейству было вашим общим решением?
М.Л.: Нет. Решение о том, что пора начинать соблюдать законы Творца, я принял один в течение минуты. И сразу стал делать все, что мог. Видно, пришел момент истины. Я шел напролом, для меня просто не существовало никаких преград и ограничений.
В Израиль мы приехали тоже по моему настоянию. Не посчитавшись с мнением жены, я продал квартиру и сказал:
- Я еду в Израиль, а ты как хочешь.
Она поехала со мной.
Конечно, было много очень болезненных моментов. Был момент, когда я просто перестал дома кушать, ведь кашеровать кухню - сложное для мужчины дело. Жена терпела месяц, два, три. А мне в это время приходилось питаться всухомятку. Но моя забастовка была не единственным и не самым главным способом воздействия на нее. К моему счастью, она познакомилась с замечательными людьми: с женой рава Иегуды Гордона, с равом Бенционом Зильбером, которые в наибольшей степени повлияли на то, что наш брак состоялся заново. И сейчас мы с ней просто единомышленники.
Я учу Тору каждый день. С 14 до 19 часов учусь в колеле с четырьмя молодыми ребятами. Интересно, что моя жена с первых же дней приезда в Израиль говорила, чтобы я учил Тору. Ну, а если жена хочет, чтобы муж учился, то ему сам Б-г велел.
К.: Вы автор двух книг «Ангелы в автобусе» и «Научи меня любить». Кроме того, пишете песни. Как вы начали заниматься музыкой и литературой?
М.Л.: Просто однажды я пообещал маме, что напишу музыку для нее. Пришлось выполнять свое обещание.
У меня была кассета с песенками-пародиями, написанными для учениц школы «Бейт Ульпана». (Они наши частые гости, так как в этой школе работает моя жена.) Я дал ее моему другу Хаиму Коэну. Он сделал какие-то замечания, но сказал, что есть смысл работать. Моим дебютом стала «Песня о Рыбницком Ребе». Первый диск «Я гимны В-вышнему пою» был записан в 2003 году.
Ну, а книги родились из рассказов, которые я как-то надиктовал на кассету за час или полтора, когда лежал в больнице после операции. Позже их перевели на грузинский язык и на иврит. Некоторые из рассказов опубликовали в религиозной израильской газете, где было сказано, что я пишу книгу. Я не мог подвести такое уважаемое издание и написал книгу «Ангелы в автобусе». Потом была создана вторая книга «Научи меня любить». А сейчас я пишу третью.
Я стараюсь, чтобы мои рассказы нравились как детям, так и взрослым людям. И когда слышу хорошие отзывы о них, то получаю огромное удовольствие. Ведь высшая форма наслаждения - дарить добро людям. Ради этого я и пишу.
из журнала "Мир Торы", Москва.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего