Темы: Меир Левин, Честность, Бизнес по-еврейски, Еврейские качества, Праведник, Рассказы, Освящение Имени Всевышнего
«Бегут нечестивые, хотя никто не преследует их
а праведные — спокойны как львы»
Притчи Соломоновы
Глиняная посуда становится ритуально нечистой только изнутри, но если что-то нечистое дотронулось до неё снаружи, она остается неосвернённой. Известно, что Всевышний слепил человека из праха земного (глины) и вдохнул в него бессмертную душу. Поэтому праведники и после смерти «живее всех живых» (не путать с дедушкой Лениным!), а злодеи уже при жизни мертвы. Так, одна оболочка.
А вот наша история. В Йемене большинство евреев работало ювелирами (в Советском Союзе, конечно, тоже, но только в кино). И все были религиозными. Однажды в Тбилиси я вышел на улицу в кипе. Меня спросили, почему я гуляю в ювелирской шапочке?
Лучшим ювелиром Йемена был мудрец Торы рав Авраам Бадихи. Однажды наследник престола поручил раву обработать дорогое ожерелье. Рав боялся, что его могут украсть и попросил принца отвести ему место во дворце, где он смог бы спокойно работать.
Наследник выделил комнату и рав Бадихи приступил к делу. В помещении, где он работал, в углу валялся старый кувшин. Рав случайно притронулся к нему и по звуку определил, что он из чистого золота. Рав обратился к принцу со своим открытием. Принц расхохотался: «Возьми кувшин себе! Я тебе его дарю». Рав не поддался соблазну, он очистил кувшин специальной пастой и принес принцу. Когда король умер, то во время восхождения на престол принц посадил ювелира рядом с собой.
Министры заволновались: за что презренному еврею такая честь? Новый король вынул золотой кувшин и спросил: «Мог бы кто-нибудь из вас поступить подобно этому еврею?». Все потупили глаза.
Всё же тогда люди были намного честнее. Сегодня все бросились бы к королю и толкались, кричали, клялись, что они бы и нитки не взяли!
Большую часть рассказа я заимствовал на сайте Толдот.ру, а они — ещё где-то. Но я ощущал внутреннюю неудовлетворенность. Слушая о праведности героев Торы, мудрецах, живших давно и в других реалиях, люди обычно мысленно возражают. «Может, это и правда, может — нет; а даже если и правда, мы-то причём? Они праведники, а мы простые обыватели, в наше время такого не бывает. Да и зачем красоваться перед чужим королем, взял бы кувшин себе, сколько бы добрых дел он мог сделать с его помощью для евреев!»
Поэтому расскажу аналогичную историю из моей практики. Тринадцать лет тому назад мы с супругой построили в городе Бейтаре трехкомнатную квартиру, до сих пор выплачиваем банку машканту (ссуду). В том же году супруге предложили должность «эм-байт» — «мамы общежития» в школе для девочек. Администрацию школы арендует для нас жильё в районе школы. Свою квартиру мы сдаем. Жильцы попадаются разные. С некоторыми не было проблем с оплатой, но попадались такие, за которыми приходилось гоняться. Года три назад мне посоветовали: сдай квартиру праведнику, пусть платит чуть меньше, зато без нервотрепок, здоровье дороже. Я согласился. Праведник сам меня нашёл. Я договорился с ним, что раз в году мы будем пересматривать условия съёма и плату в соответствии с рыночной ценой. Первый год это было 2500, во второй — 2200, в третий я кого-то спросил, мне сказали, что цена квартир не изменилась. Я передал это жильцу.
«Уточните плату», — сказал жилец.
Мне было лень этим заниматься. Я проворчал: «А что, цена уменьшилась?»
«Нет, но уточните», — не отставал жилец.
Я уточнил — цены на аренду повысились. Я сказал об этом жильцу.
«Сейчас правильно», — обрадовался Натан Миллер, мой жилец, и выписал чек.
Когда я пересказал кому-то эту историю, не называя имён, мне ответили: «Фамилию можете не называть, это был Натан Миллер».
Через полгода произошла необычная история. На Рош-а-Шана семья Миллера пошла молиться, а в дом зашли воры, явно арабы, обыскали все углы, собрали всё, что в доме было ценного, в том числе и ювелирные изделия, сложили в детскую коляску и… чего-то испугались и убежали. Может, к ним явился образ того самого йеменского короля и популярно объяснил им по-арабски, что с праведниками лучше не связываться? А кого ещё могут испугаться в современном Израиле арабы? Полицию, что ли? Тем более, что в религиозных городах ей просто нечего делать.
Ну а причём здесь глиняный сосуд? Догадайтесь сами.
Рав Шауль Вагшал
В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора заповедала нам оказывать помощь навьюченным животным. Кроме того, нам запрещено мучить их и издеваться.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Человек, который уповает на Всевышнего, верит в то, что Творец пошлет ему пропитание. История из Талмуда, которая иллюстрирует это правило.
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Работу, не терпящую отлагательства, разрешается выполнить в Холь аМоэд
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
После того, как пророчество исчезло, моральным ориентиром для евреев стали ешивы. К сожалению, их духовный потенциал многими отвергался.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Притчи Хафец Хаима
Йегуда Авнер
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Массовая безработица, закрытие крупных предприятий и миграция обедневших жителей — явления одного порядка. Их причиной является отказ от субсидирования изучения Торы.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»