Из цикла «Отрывки из книги «Обретая себя»», темы: Меир Левин, Школа, Рассказы
Обычно, читая биографии великих писателей, ищешь, что было причиной начала их деятельности. Великолепное образование? (Бабушка Лермонтова, например, истратила на учителей внука 11 тысяч золотом). Неудачная любовь? Непонимание окружающих? Зависть к коллегам или к самому Всевышнему? И как плата за одиночество — медные гроши успеха. Но чаще всего — это советы именитого писателя начинающему автору, как у Чехова и многих других. Но то-у великих. А я не писатель. В жизни не написал ни одного письма. Возможно, неплохой рассказчик. Недавно все-таки задумался, а было ли в моей жизни что-либо, толкнувшее меня на скользкий путь погони за славой?
Вспоминаю: я учусь в шестом классе. Урок географии. В школу пришла комиссия. Директор и педагоги растеряны: за любой проступок могут снять с работы. Я это хорошо знаю, у меня мама педагог. Так она вообще однажды с перепугу на уроке сказала, что до Октябрьской революции кошка и собака ссорились, а теперь живут дружно. Но вернемся к уроку географии. Учительница Ирина Давыдовна вызывает меня к доске. Я бодро выхожу. Учебника я не открывал. Географию зарубежных стран я знал прекрасно (выучил толстый справочник наизусть), а к событиям внутри СССР относился прохладно. Но обычно мне везло, и урок я выучивал на перемене.
Ирина Давыдовна смотрит на меня и испуганно говорит:
- Левин, расскажите о промышленности северо-восточного Казахстана. Я мнусь на месте. Она дает мне указку:
- Левин, покажите на карте Северо-Восточный Казахстан.
Тыкаю указкой в карту. Вдруг на глаза попадается город Семипалатинск. Мысль начинает работать. Моя любимая пища того времени — семипалатинская колбаса за рубль сорок, кстати, самая дешевая. Начинаю размышлять: «Наверное, если в северо-восточном Казахстане есть город Семипалатинск, там развита мясомолочная промышленность». С некоторой долей романтизма рассказываю о ней. Глаза горят. Иногда, вспоминая о трудностях работников животноводства, пускаю слезу. Но чаще в тоне звучат победоносные нотки.
Звенит звонок. Радостный директор школы бросается пожимать мне руку — репутация школы спасена. Отметка «пять» — заслуженная награда. Когда мы остаемся один на один с учительницей, она говорит:
- За всю жизнь не слышала более блестящей импровизации! Но признайся, ты книжку не открывал?
- Ну что вы…
- Иди, спасибо. Пятерку ты заслужил, но учи уроки, потому что если ты будешь знать, о чем рассказываешь, то тебе цены не будет.
…И только через много десятков лет, пригубив Живой Воды из Колодца Вечных Истин, я наконец открыл Книгу мира, о котором всегда с увлечением рассказывал. Увидел, что в нем есть Хозяин, что добро побеждает зло, и более того — то, что мы принимаем за зло, является добром. Это мир так прекрасен, что увиденное переполнило мою душу счастьем. Мне захотелось поделиться им с читателем…
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»