Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Решил исполнять заповедь о постоянном ношении кистей-цицит. Какие талиты кошерны?

Темы: Заповеди, Одежда, Цицит, Талит, Благословения, Рав Моше Сытин

Отложить Отложено

Здравствуйте! Решил взять на себя исполнение заповеди о постоянном ношении цицит. В большой талит закутываюсь каждое утро на время молитвы, а сейчас хочу начать носить и малый в течение дня.

Интересно узнать мнение о майках-цицит, что называется на иврите гуфият цицит, талитов-сеточек облегчённых и т.п. Это нормально, кошерно? Заранее благодарю! Михаэль

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте, Михаэль!

Прежде всего, хочу Вас поздравить с таким важным решением. Многие мудрецы Торы особенно трепетно относились к этой заповеди, поскольку ее исполнение равносильно исполнению всех заповедей Торы вместе взятых. Тем более что, совершив относительно нетяжелое действие, человек исполняет заповедь каждое мгновение, когда талит на нем. (Некоторые галахисты считали: каждый раз, когда человек смотрит на кисти цицит, он выполняет заповедь Торы, как сказано: «и, глядя на нее, вы вспомните все заповеди Б-га…» — Бемидбар 15-39).

Согласно букве закона, майку-цицит можно считать кошерной. Но синтетический талит в виде сеточки, согласно ряду авторитетных мнений, не является кошерным, поэтому произносить благословение, надевая его, нельзя — ведь, как известно, если есть сомнение, надо ли произносить в том или ином случае благословение, лучше не произносить, чем произнести лишний раз.

Поясню это галахическое решение.

В чем проблема с майкой-цицит? Галахическими авторитетами обсуждалось несколько вопросов:

1. Согласно мнению Хазон Иша, у одежды-цицит должна быть «удлиненная линия плеча», т. е. суммарная длина обоих «плеч» должна превышать ширину выреза для головы. А у майки-цицит обычно «линия плеча» короткая.

2. Некоторые считают: майка предназначена для того, чтобы впитывать пот, а такая одежда не требует цицит.

3. Согласно учению Аризаля, есть проблема с тем, чтобы надевать цицит на голое тело.

Тем не менее, несмотря на все перечисленные проблемы, согласно букве закона майку-цицит можно считать кошерной. Поскольку, согласно мнению автора комментария Мишна Брура (16:17), нет требования, чтобы линия плеча одежды-цицит была удлиненной (а в разногласиях между мнением Мишны Бруры и Хазон Иша для нас, как правило, решающим является мнение Мишны Бруры).

Точно также нельзя однозначно сказать, что майка предназначена исключительно для впитывания пота, ведь мы надеваем майку и в холодные дни. Кроме того, автор Мишны Бруры (16:17) нигде не говорит о том, что одежда, надеваемая на голое тело, не требует цицит и не приводит мнение Аризаля по этому вопросу.

В свете сказанного можно сделать вывод, что, согласно букве закона, майка-цицит — кошерна. Единственное, на что следует обратить внимание: чтобы по бокам майки был достаточно большой разрез, длина разреза должна составлять большую часть длины майки, начиная от верхнего края плеча и до самого низа (а не начиная с нижнего края прорези для руки).

С талитом-«сеточкой», кроме упомянутых, есть несколько более серьезных проблем.

1. В Шульхан Арухе (16) сказано: одежда с цицит должна прикрывать тело таким образом, чтобы взрослый человек не стеснялся выходить в ней на улицу хотя бы изредка. А, поскольку сквозь талит-«сеточку» видно тело, обычный человек не выйдет в такой одежде на улицу.

2. По многим мнениям синтетическая одежда не требует кистей-цицит. Согласно же мнению рава Элияшива, синтетическая одежда со швами требует цицит, но на нее нельзя произносить благословение.

Из-за этих проблем галахические авторитеты полагают, что не стоит носить талит-«сеточку», а если уж надевать его, то без благословения.

Подведем итог:

• Лучше всего носить обычный талит — прямоугольный кусок ткани с отверстием для головы — чтобы заповедь была соблюдена согласно всем мнениям.

• По букве закона можно носить также майку-цицит при условии, что у нее достаточно большие разрезы по бокам.

• Талит-«сеточка» занимает самую последнюю строчку в списке предпочтений, поскольку, согласно мнению большинства законодателей, не является кошерным.

Удачи Вам в Вашем начинании!

С уважением, Моше Сытин

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его