Шалом, рав! Скажите, как правильно носить талит катан. Имеет ли значение, как и на сколько сантиметров выглядывает цицит из-под одежды, или его вообще можно прятать под одежду? И если нет возможности на шахарит одеть талит гадоль, необходимо ли держать в руках и целовать(?) цицит талит катан?
Большое спасибо за интересный вопрос. Здесь — хитросплетение алахи (еврейского закона), каббалы и обычаев разных общин. В общем, ответ на Ваш вопрос следующий: ашкеназские евреи обычно носят цицит под рубашкой, но кисти цицит оставляют снаружи; сефардские евреи обычно носят цицит под рубашкой и кисти также заправляют внутрь; хасидим обычно носят цицит поверх рубашки, иногда сверху надевают жилетку или длинный пиджак.
Теперь кратко коснемся причины этих различий. Шулхан Орух (8:11) пишет, что заповедь талит катан (цицит) выполняется, когда цицит надевают поверх одежды, чтобы постоянно видеть их и чтобы они напоминали о заповедях Вс-вышнего. Так проще всего выполнить заповедь Торы (Бэмидбар 15:39,40): «И будет она (нить тхелет) у Вас в цицит, и, глядя на нее, вы вспомните все заповеди Вс-вышнего и исполните их, и не будете следовать сердцу вашему и очам вашим, которые влекут вас к блудодеянию. Чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы Б-гу Вашему». Однако по мнению многих алахических авторитетов достаточно, чтобы только кисти цицит были снаружи, а сам талит катан надевают под рубашку (а-Шло в начале трактата Хулин, Маген Авраам 8:13, Левуш 8:10, Мишна Брура 8:25). Именно таков наиболее распространенный обычай ашкеназских евреев: надевать цицит под рубашку, а кисти оставлять снаружи. Кроме того, Мишна Брура (8:26) настаивает: даже тем, кто живет среди неевреев, следует оставлять кисти цицит снаружи или, хотя бы, засовывать их в карман. Понятно, что если в силу известных причин такой возможности нет, разрешено прятать цицит полностью — даже в этом случае человек выполняет заповедь. Только во время благословения на цицит кисти должны находиться снаружи в течение времени, за которое можно пройти 4 амот — приблизительно 2 метра (Мишна Брура 8:25).
Не существует определенных правил, какой длины должна быть часть цицит, остающаяся снаружи. Обычно стараются, чтобы снаружи оставалась большая часть узлов и нити. Необходимо следить, чтобы 2 кисти были спереди и 2 сзади, так, чтобы человек был «окружен заповедями» со всех сторон (Шулхан Орух 8:4).
По мнению Аризаля (приводится в книге его ученика Рава Хаима Виталя Шаар а-Каванот стр. 7, 2), цицит следует надевать под одежду. Многие считают, что сами кисти также должны быть под одеждой. Именно таков наиболее распространенный обычай сефардских евреев: надевать цицит под одежду и кисти оставлять внутри. В книге Йехавэ Даат (ч. 2:1) рав Овадья Йосеф в подробностях разъясняет этот обычай.
Многие хасидим носят цицит поверх рубашки, а сверху надевают жилетку или длинный пиджак. Так они стараются поступать согласно обоим мнениям: и по Шулхан Оруху — надевать цицит сверху, и по Аризалю — под одежду.
Перейдем к Вашему следующему вопросу. Мицва держать цицит во время чтения Шма относится также и к цицит талит-катана. Обычно держат все 4 кисти. Если нет такой возможности, можно держать 2 передние кисти.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Бенцион Зильбер
Я слышал через «третьи руки», что один раввин высказал сомнение на этот счёт…
Рав Бенцион Зильбер
Необходимо в талите спать?
Рав Яков Шуб
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элияу Тавгер
Р. Элияу Тавгер рассказывает о своём исследовании проблемы изготовления «тхелет».
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Яков Шуб
Можно носить поменьше?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Яков Шуб
Когда вообще правильно носить талит?
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Эльяким Залкинд
Как такое возможно — еврею быть без союза с Б-гом?
Рав Меир Мучник
И если у него было более еврейское имя, почему Всевышний к нему обращается «Моше, Моше»?
Рав Нахум Шатхин
Почему Всевышний скрыл от Ифтаха закон о жертвоприношениях?
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Блудница или владелица постоялого двора?
Рав Овадья Климовский
О чём Яабец просил Того, Кому принадлежит мудрость?
Рав Реувен Куклин
Что означает слово бин?
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Яков Гельфман
Ведь это значит, что он осознавал опасность и знал, что изменение имени может помочь...
Рав Реувен Куклин
Это больше напоминает мусульманское имя…
Рав Овадья Климовский
Кто сделал больше, тот не сделал ничего?