Темы: Шульхан арух, Еврейский закон, Еврейская молитва, Благословения, Еда, Рав Лейб Нахман Злотник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый рав! Вот уже несколько раз пытался заучить правила, на какой продукт произносить благословение раньше, а на какой — позже, и все не удается до конца усвоить. Можете ли Вы предложить какую-то систему для более легкого запоминания? Александр В.
Уважаемый Александр!
Действительно, нелегко запомнить, на какие продукты произносят благословение раньше, а на какие — позже.
Правила очередности благословений на пищу достаточно сложны и для их запоминания требуется немало усилий. Говорят, в прошлые времена, когда хотели выбрать для дочери жениха, знающего еврейские законы, кандидату подавали одновременно различные виды пищи, «испытывая» на знание очередности благословений. Давайте и мы постараемся узнать эти правила, за что нас ждет великая награда — исполнение постановлений мудрецов, что, в свою очередь, является исполнением одного из самых великих желаний Творца.
Чтобы эффективней усвоить эти правила, постараемся, прежде всего, понять смысл постановлений мудрецов о приоритетах в благословениях. Ведь если мы совершаем какие-либо действия осмысленно, то их порядок запоминается легче. После этого рассмотрим основные принципы очередности благословений, а затем составим поэтапный алгоритм наших действий.
Заметим: практически все рассматриваемые нами правила приведены в разделе «Орах Хаим» (211) свода законов «Шулхан Арух» и в комментариях к нему. Там же автор «Шулхан Аруха» (п. 1) и Рамо, автор примечаний к нему (п. 5), говорят о том, что, исполняя правила очередности благословлений, мы выполняем заповедь произносить благословления на пищу на более высоком уровне («Мишна Брура» 168, 1). Очередность благословений зависит от степени «важности» того вида пищи, на который произносим благословение, и благословение, произнесенное на более «важный» продукт, считается более значимым («Даркей Моше», «Орах Хаим» 177, 1).
Правила очередности благословений «работают» только в тех случаях, когда человек собирается есть в данное время, в данном месте и перед ним стоит пища разных видов. Виды пищи, на которые мы произносим благословение, надо есть в привычном порядке, в соответствии с этикетом, правилами здорового питания и т. д. Например, мы не должны произносить благословение на десерт до основного блюда. Не должны произносить благословение на суп в начале трапезы, если его обычно едят после холодной закуски (примечания Рамо к «Шулхан Аруху», там же, 5; «Алахот Ктанот» 2, 155; «Шулхан Арух а-Рав», там же, 249, «Кунтрес Ахарон», п. 4; «Мишна Брура» 211, 1).
Когда речь идет о порядке благословений, виды пищи делятся на несколько групп по степени значимости. Причем существует принципиальное различие между ситуацией, когда перед человеком находится несколько видов пищи, на которые произносят одно и то же благословение, и ситуацией, когда перед ним виды пищи, на которые произносят разные благословения. В первом случае «иерархия» следующая:
Если все десять «ступеней» слишком трудно запомнить, для начала, по-видимому, можно ограничиться первыми семью пунктами.
Когда на столе стоят виды пищи, на которые произносят разные благословения, порядок несколько иной:
Поговорим подробнее о некоторых из приведенных выше уровней «важности» продуктов и благословений, произносимых на них. Когда говорят о плодах, которыми славится Земля Израиля, имеют в виду стих Торы «Земля пшеницы и ячменя, и винограда, и инжира, и граната, земля оливкового масла и (финикового) меда» (Дварим 8:8). Уровень «важности» плодов, перечисленных в этом стихе, тоже неодинаков: плод тем «важнее», чем ближе его название к слову «земля», употребленному в стихе в первый или во второй раз. Поэтому «иерархия» злаков такая: пшеница, а затем ячмень. «Иерархия» плодов дерева: маслина, финик, виноград, инжир, гранат.
Когда собираются есть несколько видов пищи, на которые произносят «Создающий плод земли», надо учесть следующее. Если один из видов — воздушная пшеница (в Израиле — «шалва»), то, поскольку она является одной из семи культур, которыми славится Земля Израиля, благословление следует произнести именно на нее («Мишна Брура», там же, 18).
Заметим: рожь, полба и овес, хотя они и не упомянуты прямо в Торе, являются разновидностью пшеницы и ячменя: полба — разновидность пшеницы, а рожь и овес — разновидность ячменя («Мишна Брура», там же, 35). «Иерархия» пяти видов злаков такая: пшеница, ячмень, полба, рожь, овес («При Мегадим» 168, 4). Рис не входит в «хамешет минэй даган» — пять видов злаков (которые заквашиваются при соприкосновении с водой), поэтому благословение на эти злаки предшествует благословению на рис. Но, поскольку перед тем, как есть вареный рис, произносят: «Создающий различные виды пищи», благословение на него произносится раньше, чем на все остальные продукты, кроме злаков («Левуш Хур», там же; «Эвен а-Эзэр» 6).
Напитки, приготовленные из плодов тех видов, которыми славится Земля Израиля, не имеют преимущества перед другими видами пищи («Маген Авраам», там же, 182, 2). Но, если выбирают между несколькими видами таких напитков, благословление произносят на тот, который изготовлен из плодов, упоминающихся в стихе максимально близко к слову «земля». Среди напитков, на которые произносят одно и то же благословение, приготовленных из плодов, не упомянутых в этом стихе, первенство принадлежит молоку, так как в других стихах Торы (например, Шмот 3:8), говорящих о богатстве Святой Земли, сказано, что это «Земля, текущая молоком и медом» («Биркат а-Байт», шаар 13, п. 7).
Плод, очищенный от несъедобной кожуры, целая долька цитрусовых, отдельная ягода, зернышко граната или кукурузы, целая котлета или пирожок считаются целым продуктом. Продукт, который перед употреблением надо проверять на наличие насекомых, а для этого — разрезать на части, не считается целым.
Различие в «степени конкретизации» благословений «Борэ при а-эц» и «Борэ при а-адама» не так значительно, поэтому благословление «Борэ при а-эц» предшествует благословению «Борэ при а-адама», только когда все прочие условия равны.
Порядок благословений после еды (если ели без хлеба) подобен порядку благословений перед едой («Беур Алаха», 202, 11):
Согласно некоторым мнениям, благословение на пищу предшествует благословению на напитки («Арух а-Шулхан», там же, 17), хотя другие галахисты считают, что они равны по значимости (Ритва к Брахот 41 б; «При Мегадим», «Предисловие к законам благословений» 8). За исключением, понятно, тех случаев, когда речь идет о целом продукте питания.
Считается ли заповедь выполненной, если не были соблюдены указанные правила об очередности благословений? Постфактум заповедь считается выполненной, произносить благословения во второй раз не нужно. Если речь идет о продуктах питания, на которые произносят одно и то же благословение, и оно было произнесено на менее «важный» вид пищи ненамеренно, в некоторых случаях нужно произнести еще одно благословение — на более «важный» продукт (см. «Мишна Брура», там же, 32-33).
В рамках короткого ответа невозможно упомянуть все частности, от которых может зависеть очередность благословений. Заметим лишь, что в некоторых случаях один из продуктов является основным, а другой — второстепенным. Тогда благословение произносят только на основной продукт.
В отношении некоторых продуктов существует сомнение: они — «плод дерева» или «плод земли»? Например, папайя, пассифлора, банан, ананас. «Плод дерева», «Плод земли» или продукт, на который произносят «…по слову Которого создано всё» (наподобие мяса, молока, яиц)? Например, сильно измельченный фрукт или овощ, шоколад, апельсиновые корочки в сахаре? О том, какое благословение следует произносить на такие продукты, надо говорить отдельно.
В завершение приведем поэтапный алгоритм.
С уважением, Лейб Нахман Злотник
Читайте: обзор по теме Еврейская молитва и благословения"
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
С. Бернфельд
Биография автора Шулхан Аруха, Раби Йосефа Каро (Мехабер, Маран, Бейт Йосеф)
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Подробный комментарий на раздел «Орах Хаим» Шульхан-Аруха
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Кодекс еврейского закона
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Реувен Цукерман
« Изучение Торы да будет твоим постоянным занятием.» (Трактат Авот, 1:15)
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве