Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всевышний посылает нам пропитание, но это делается не за красивые глаза. Притча о наемном работнике.

Сказанное далее поможет нам понять смысл стиха из Писания: «И твое, Б-же, милосердие, ибо Ты платишь каждому согласно делам его». Ведь многие удивляются: в чем же тут милосердие, если Б-г выплачивает каждому именно то, что он заработал?

И давно уже сложена притча, помогающая понять это. Один юноша нанялся к ремесленнику на пять лет и условился, что хозяин будет кормить и одевать его, а также обучит его всем тонкостям своего ремесла. За все это юноша дал хозяину 25 серебряных рублей, но условился, что в последний год обучения, когда тот уже будет уметь все, ремесленник будет платить ему за работу половину рубля в неделю. Прошло несколько лет, и так много стало у мастера заказов, что пришлось ему передать часть их другим ремесленникам, чтобы они помогли ему. А на пятый год пришел день, когда ученик сам стал мастером не хуже прочих и начал получать по половине рубля в неделю, как и было условлено.

Но юноша видел, что другим мастерам, помогающим ему в работе, хозяин платит целых четыре рубля в неделю! И сказал он учителю: «Ты обманул меня, заключая соглашение! Ведь сейчас я такой же специалист, как и все, и делаю все правильно; почему же я получаю лишь половину рубля, а они — четыре?!» И ответил ему хозяин: «Дурачок! Да разве можешь ты сравнивать себя с другими мастерами? Я ведь не вкладывал в них ничего, никак не старался повысить их мастерство; они и не едят за моим столом, и не одеваются в мое платье; и инструментами моими не пользуются: у них есть свои. А ты? Я сделал тебя мастером; ты до сих пор ешь мою еду; инструменты, которыми ты пользуешься, тоже мои. Так что половины рубля в неделю для тебя даже более чем достаточно».

В точности то же самое получится, если человек задумается о том, как он выполняет заповеди. Возьмем, например, заповедь наложения тфиллин: рука, на которую накладывается тфиллин, и мысль о том, что это следует сделать, и сила, необходимая для этого, и деньги на покупку тфиллина — все это принадлежит Святому, благословен Он. Человеку принадлежит только одно — выбор: ему дано право поступить так, как ему захочется. И, несмотря на все это, Святой, благословен Он, дает человеку такую награду, как будто все нужное для исполнения заповеди было его. Об этом и говорит стих: «И Твое, Б-же, милосердие, ибо Ты платишь каждому согласно делам его».

Агават Хесед, 2, 4


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.