Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Провидение, Каббала, Земля Израиля, Чудеса, Рав Александр Кац
Раби Яаков-Хаим Софер (Каф ахаим; 5627—5699 /1867—1939/ гг.) — выдающийся законоучитель и кабалист.
Родился в Багдаде. Учился в ешивах этого города.
В 5664 /1904/ году переехал в Землю Израиля и обосновался в Йерушалаиме. Занимался в ешиве кабалистов Бейт Эль, расположенной в Старом городе, а также в ешиве Реховот анаар (Просторы реки), основанной прославленным кабалистом р. Хаимом-Шаулем Двиком (см.).
Каждую ночь р. Яаков-Хаим просыпался до полуночи и со слезами произносил скорбную молитву Тикун хацот, установленную в память о разрушении Храма. До рассвета он изучал законодательные разделы Торы и кабалу, а затем, облачившись в талит и тфилин, приступал к молитве. В час, когда р. Яаков-Хаим вел общественную молитву, он был, по свидетельству очевидцев, «подобен ангелу Б-жьему». Свои молитвенные медитации он строил на основе кабалистических каванот Аризаля. Все благословения в течение дня — в том числе, и благословения на различные виды пищи — он произносил с величайшей концентрацией мысли и вдохновением, заражая окружающих своим ощущением святости и трепета перед Б-гом (Гдолей адорот).
Р. Яаков-Хаим приобрел широкую известность в качестве софера — переписчика священных книг и текстов для мезуз и тфилин. Эту работу он выполнял в состоянии особого духовного настроя, достигаемого с помощью кабалистических каванот.
Свой многолетний опыт софера он обобщил в книге Коль Яаков (Голос Яакова), посвященной законам еврейской сакральной каллиграфии.
В течение многих лет р. Яаков-Хаим работал над своим основным алахическим сочинением, получившем название Каф ахаим (Ладонь жизни). В этой книге он прокомментировал законы кодекса Шульхан арух, связанные с повседневной еврейской жизнью и праздниками: по каждому вопросу он подытожил мнения большинства авторитетных законоучителей и предложил свое алахическое решение (псак). Он привел кабалистические обоснования многих законов и обычаев, укоренившихся в еврейском народе.
Когда работа над первым томом книги была завершена, р. Яаков-Хаим попытался отыскать средства на его издание, но безуспешно. Друзья посоветовали ему отправиться в путешествие по странам диаспоры, чтобы обратиться за помощью к богатым евреям. Ему очень не хотелось покидать Святую Землю, однако выбора не было. Он сошел с поезда в египетском городе Александрии. Прямо на перроне он познакомился с александрийским евреем по имени Йосеф Самоха, который оказался одним из самых состоятельных граждан города. Узнав о цели приезда р. Яакова-Хаима в Египет, богач прямо на вокзале вручил ему двести лир — сумму, необходимую для издания первого тома. В тот же день и тем же поездом р. Яаков-Хаим вернулся в Землю Израиля. Когда он рассказал удивленным друзьям и ученикам о том, что с ним произошло, все спросили его в один голос: «Если вам так сопутствовала удача, почему же вы не продолжили поездку, чтобы собрать деньги на издание всей многотомной книги?!». «Мне не хотелось оставаться вне Земли Израиля даже на минуту больше, чем было необходимо», — пояснил он (Маасей Авот, Экев).
Однажды, когда р. Яаков-Хаим работал над книгой в своей малюсенькой комнатушке, расположенной под самой крышей ешивы Шошаним леДавид, в иерусалимском квартале Бухарим, купол этого старинного здания начал со страшным треском оседать — еще мгновение, и он обрушится на центральный зал, заполненный учениками ешивы. «Необходимо спасти гаона!» — закричали многие из учеников и побежали наверх, чтобы помочь престарелому мудрецу спуститься по лестнице. Однако р. Яаков-Хаим, казалось, не опасался за свою жизнь: он решительно приказал, чтобы в первую очередь помещение покинули все ученики и преподаватели. Он вышел за дверь, лишь после того, как здание ешивы окончательно опустело. И в тот самый момент, когда р. Яаков-Ицхак ступил за порог, многопудовые балки и каменные глыбы обрушились в пустой дом учения.
Р. Яаков-Хаим Софер умер в Йерушалаиме девятого сивана 5699 /1939/ года.
Его книга Каф ахаим стала одним из самых авторитетных алахических источников для сефардских общин Земли Израиля и диаспоры. Эта книга широко изучается и в ашкеназских ешивах в качестве дополнения к кодексу Мишна брура, составленному р. Исраэлем-Меиром Акоэном (Хафец Хаимом; см.).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.