Темы: Потомство, Душа, Качества, Рав Меир Мучник, Материальность
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день. По духовным учениям (в том числе и по Иудаизму, там оно более подробно) у человека есть душа. Тогда как обстоит дело с генеалогией, то есть с биологией? Известно, что человек наследует черты, свойства и сущность своих родителей. В преддверии выбора пары мы часто тщательно производим поиск, дабы связать судьбу с более достойным человеком и родить умных, талантливых и здоровых детей. Если душа (высшая) сама по себе независима от плоти, то, может, каким-то образом и наши дети рождаются от наших душ, душа от души? Как это связано? Объясните, пожалуйста. Спасибо. Артем
Здравствуйте, Артем!
Вы задаете хороший вопрос.
А ответ на него следующий: хотя душа по своей сути отличается от плоти, нельзя сказать, что она от нее «независима». Вернее сказать так: душа человека является его корнем, а тело — ее «оболочкой». Т.к. в целом духовный мир лежит в основе физического. И физический мир, во всех его аспектах, является «оболочкой» духовного и отражает его.
Наши мудрецы учат: «Нет в мире ни одной травинки, над которой не стоял бы ангел и, ударяя ее, не говорил бы ей: расти!» Отчего растет травинка? Наука говорит: оттого, что делятся ее клетки. Но так Б-г устроил на физическом уровне, чтобы «оболочка» сама по себе выглядела законченной, без «дыр». На фундаментальном уровне, однако, физические процессы совершаются потому, что совершаются процессы духовные.
Простой пример: почему человек краснеет? «Естественнонаучно» — из-за притока крови, расширения кровеносных сосудов. Но в основе — все-таки от стыда. И наука так толком и не объяснила, как одно связано с другим.
Вот и наследование свойств обеспечивается материальной системой передачи генов потомству, но эта материальная система отражает духовное наследование. В физическом плане дети получают гены родителей, а в духовном, как Вы правильно сформулировали, рождается душа от души.
Именно на этом духовном наследовании основаны многочисленные законы Торы об отношениях родителей и детей. Например, принятый всем миром принцип: сын наследует материальное имущество отца. Почему? Не просто потому, что он самый близкий «по крови». В конце концов, какое отношение имеют гены к материальной собственности?
А вот какое. Душа человека определяет его характер. Почему у всех разные характеры? Потому что характер человека соответствует роли, которую он должен сыграть в этом мире. Эту роль дал ему Б-г в соответствии со Своим сценарием жизни. А для выполнения роли Он наделил каждого человека соответствующей душой, благодаря которой у него складывается характер, подходящий для этой роли. Таким образом, душа и характер — это «инструменты», данные человеку для исполнения своего предназначения.
А имущество тоже дается нам не просто так, а в качестве инструмента для исполнения нашей роли. Так, человек, роль которого — заниматься благотворительностью и помогать другим, наделяется доброй и щедрой душой, а также материальным богатством. Только такая совокупность данных позволит ему выполнить свое предназначение.
Таким образом, наследование — это единый, общий процесс: душа сына, рожденная от души отца, наследует ей. Поэтому сын наследует роль отца в жизни, а с ней — и инструменты, необходимые для ее выполнения: и характер, и материальное имущество. Конечно, не всегда сын в точности продолжает путь отца — и не всегда полностью наследует эти «инструменты» — но достаточно часто. И его душа наиболее близка к душе отца во всех отношениях.
А если у человека нет детей, Тора дает четкий порядок наследования: брат, дядя и т д. Все это — тоже не потому, что «кому же еще?», а потому, что и другие члены семьи обладают душами, родственными душе этого человека, эти души в буквальном смысле образуют «древо».
Поэтому Шульхан Арух (Хошен Мишпат 282) постановляет: даже если дети человека не являются достойными в его глазах, ему не следует лишать их наследства и передавать свое имущество кому-то другому. А Рама (там же) приводит случай: один человек перед смертью назначил доверенного, который должен был распорядиться его имуществом «наилучшим образом». И раввины постановили: этому доверенному следует отдать деньги не в какой-нибудь фонд благотворительности, а наследникам умершего. Ибо раз Тора велела так поступить в «обычном» случае, это и есть распоряжение «наилучшим образом». Потому что материальное наследование основано на духовном, и все это является частью системы мира и его законов, созданной Б-гом.
С уважением, Меир Мучник
Рав Натан Агрес
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Берл Набутовский
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Рав Яков Шуб
А если эти дети — мамзеры?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Бенцион Зильбер
В каком случае грехи отца ложатся на сына? А на дочь?
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Рав Ашер Кушнир
Творец творит из «ничего», а человек — из того, что уже существует и сотворено Творцом.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его