Темы: Раввин, Многоженство, Брак, Гет, Рав Яков Шуб, Херем, Рабейну Гершом
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Только что прочел ответ на вопрос о том, что сказано в Торе об обязанности жениться. При этом у меня возник вопрос: что говорит Тора о многоженстве? Запрета, вроде бы, нет, но, с другой стороны, ничего не сказано о том, что две жены лучше, чем одна. Буду признателен за ответ. Сергей
Уважаемый Сергей,
Большое спасибо за Ваш вопрос. Чтобы получить правильное представление об этой области, необходимо учесть, что на протяжении истории еврейского народа галахический подход к этому вопросу не оставался статичным, он изменялся. Кроме того, сефардские и ашкеназские общины также имеют различные традиции в этой области.
Давайте попробуем разобрать все по порядку.
Женитьба на нескольких женщинах во времена Талмуда
В Гемаре (Йевамот 65а) сказано: человек может иметь несколько жен при условии, что он может обеспечивать их всем необходимым. При этом в качестве доброго совета (Йевамот 44а) мудрецы рекомендуют не жениться более чем на четырех женщинах (таким образом, мужчина сможет обеспечить супружескую близость каждой жене, как минимум, раз в месяц). Кроме того, в тех общинах, где установился обычай не жениться больше чем на одной женщине, запрещено брать еще одну жену, поскольку в этом случае считается, что при заключении брака супруги как бы условились, что женщина останется единственной женой (Нимукей Йосэф, Йевамот 14 б).
Шулхан Арух (Эвен а-Эзер 1:9) приводит все вышеуказанные условия. При этом, если женщина готова выйти замуж даже без того, чтобы муж ее обеспечивал, или не возражает, чтобы муж взял еще одну жену, то нет запрета жениться на нескольких женщинах, даже в тех местах, где принято жениться только на одной женщине.
Все сказанное верно — до того момента, как был установлен хэрем (запрет) Рабейну Гершома жениться на нескольких женщинах, см. ниже.
Херем Рабейну Гершома
Рабейну Гершом был одним из учеников Рабейну Хананэля и учителем учителя Раши. Он известен своими постановлениями, которые были приняты в большинстве ашкеназских общин. К этим постановлениям относится запрет разводиться с женой без ее согласия, читать чужие письма, а наиболее известное постановление — запрет жениться на нескольких женщинах.
Среди причин, побудивших Рабейну Гершома принять такое постановление, приводят: желание предотвратить возможные ссоры в семье, защитить права женщины в случае, если муж бросает жену и желает взять другую, не предоставив гет (разводное письмо) первой, тяжелое материальное положение, которое не позволяет обеспечивать достойным образом несколько жен и др.
Срок действия хэрема Рабейну Гершома
Некоторые ришоним (ранние комментаторы) утверждают, что Рабейну Гершом ограничил действие хэрема концом пятого тысячелетия (сейчас мы находимся в шестом тысячелетии — 5775 г.), поскольку это была временная мера, необходимая в тех поколениях (респонс Маарика 101:4 от имени Рашба). Шулхан Арух (Эвен а-Эзер 1:10) приводит это мнение.
Другие полагают, что хэрем остается в силе и сейчас (Маарам ми-Ротенбург и др.). Рамо (Эвен а-Эзер 1:10) устанавливает закон в соответствии с этим мнением.
Какие общины приняли данное постановление
Рамо (Эвен а-Эзер 1:10) говорит, что хэрем Рабейну Гершома был принят всеми общинами, кроме тех, о которых точно известно, что они не приняли. Поэтому большинство ашкеназских общин следуют этому постановлению.
Что касается сефардов, то большинство, сефардских галахических авторитетов считают, что постановление Рабейну Гершома не было принято сефардскими общинами (респонс Рашба 3:446, Кнесет а-Гдола, Эвен а-Эзер 1:53, респонс Йабиа Омер 7:2). И даже если нет полной уверенности в том, что постановление не было принято сефардскими общинами, в любом случае, в соответствии с мнением Шулхан Аруха, данное постановление утратило законную силу в конце пятого тысячелетия, как было сказано выше.
Женитьба на нескольких женщинах в наше время
Как мы уже говорили, ашкеназским евреям запрещено жениться на нескольких женщинах даже в наше время, т.к. хэрем Рабейну Гершома актуален и сегодня.
Что касается сефардов, то, даже если они не приняли данное постановление, традиционный текст сефардской ктубы (брачного контракта) в любом случае содержит клятву жениха — исполнять все условия, приведенные в ктубе; при этом одно из условий — запрет жениться на другой женщине без специально разрешения бейт-дина (раввинского суда). Так выполняется рекомендация Шулхан Аруха (Эвен а-Эзер 1:11) ввести специальные постановления, запрещающие жениться на нескольких женщинах, даже там, где не был принят хэрем Рабейну Гершома.
Кроме того, во многих странах гражданское законодательство запрещает жениться на нескольких женщинах. Получается, что, поскольку евреи обязаны соблюдать законодательство тех государств, в которых проживают (дина дэ-малхута), то жениться на нескольких женщинах будет запрещено и по этой причине.
На какие случаи не распространяется хэрем Рабейну Гершома
Существуют несколько случаев, на которые не распространяется действие хэрема Рабейну Гершома, когда разрешено взять вторую жену. Перечислим некоторые из них, которые могут быть актуальны в наше время и приводятся Рамо (Эвен а-Эзер 1:10):
— Женщина сошла с ума, и нет возможности дать ей гет (разводное письмо).
— Муж обязан дать гет жене (вследствие ее недостойного поведения и т.п.), но женщина отказывается брать его.
— Жена оставила иудаизм, и нет возможности дать ей гет.
Разрешение 100 раввинов
В определенных случаях, когда возникает вопрос о том, чтобы взять вторую жену, необходимо получить разрешение от 100 раввинов (этэр мэа рабаним) (Бах, Эвен а-Эзер 1). Разрешение выносится ведущими раввинами, и к ним должны присоединиться люди, которые имеют право выносить галахические решения и понимают, на чем основывалось разрешение. Кроме того, они должны быть из трех разных стран, трех разных общин. Во многих случаях от мужа требуют написать гет первой жене и передать его в бейт-дин, чтобы при первой возможности суд мог вручить его первой жене.
С уважением, Яков Шуб
Рав Ашер Кушнир
К нам в город из Израиля приезжают раввины. Поначалу к ним все относились очень уважительно, но со временем оказалось, что они отличаются только одеждой…
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Устной Торы.
Рав Яков Шуб
Зачем Б-г создал землю?
Рав Бенцион Зильбер
Почему сейчас не практикуют многоженство?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Александр Айзенштадт
В чём состоит работа раввина? За какой срок можно выучиться на раввина?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Пантелят
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...Рассказывают, что во время казацкого восстания его отец, р. Яаков Ашкенази-Зак из Вильно, был захвачен в плен. Два еврея, которым удалось укрыться и спастись, видели, что он был убит во время расправы над пленными. Они сообщили об этом его молодой вдове, и раввинский суд, выслушав их свидетельства, разрешил ей создать новую семью. Спустя несколько лет она согласилась на помолвку, однако в ночь перед свадьбой, вызвав всеобщее потрясение, возвратился домой р. Яаков...
Рав Бенцион Зильбер
Многожёнство - обязанность?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его