Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всевышний создал человека по образу и подобию Своему. Мудрецы учат, что имеются в виду качества Б-га, начиная с помощи.

Общаясь с людьми, помните: все мы созданы по образу Бога

БОГ СОТВОРИЛ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ; ПО ОБРАЗУ БОГА СОТВОРИЛ ЕГО (Берешит, 1:27)

Сказал р. Акива: «Люби ближнего, как себя (Ваикра 19:18) — это великий принцип Торы».

Сказал Бен Азай: «Когда Бог создал человека, создал по образу Своему (Берешит 1:26) — этот принцип еще важнее»[2].

Бен Азай имел в виду: раз человек создан по образу Бога — значит, соответственно его надо уважать.

Помогая другим, вы обретаете подобие Богу

И СОТВОРИЛ БОГ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ (Берешит, 1:27)

Хафец Хаим комментирует: «По образу Бога» означает способность человека уподобляться Творцу, который оказывает милость людям. Всякий, кто совершает добрый поступок, по-новому отражает Его деяния. А кто думает: «С какой стати я должен помогать другим?» — отчуждает себя от Бога.

Выживание человечества зависит от добрых дел. В радости или печали, все нуждаются в сочувствии и помощи. Это ясно всякому, кто об этом задумается.

Хесед (добрые дела) — такая важная заповедь, что Тора возвращается к ней снова и снова (Аѓават хесед — «Любовь делать добро»[3]).

Любите делать добро

Сказал пророк: «»Все, что от тебя требует Бог — поступать справедливо и любить хесед» (Миха). — «Надо искать возможность делать добро. Кто любит хесед, и в других пробуждает желание делать добро» (Аѓават хесед).

Хотя мы должны любить хесед, изучение Торы — важнее. Его не следует прерывать. Но если никто другой не может или не хочет совершить добрый поступок, это следует сделать нам, а потом вернуться к занятиям (Йоре деа).

Однажды, изучая Тору в синагоге Ковно (Каунас), р. Исраэль Салантер услышал разговор двух нищих, которые расположились в боковой комнатке. Один попросил другого проводить его к колодцу, потому что боится выходить ночью. А другой пробормотал, что не пойдет. Тогда р. Исраэль прервал занятия и пошел к колодцу, чтобы набрать воды для нищего (Хаей мусар).

Даже самое малое доброе дело — уже «мицва» — исполнение заповеди, и человек должен стараться ее выполнить. Например, разменять кому-то деньги — мицва (Хесед леАвраѓам). Фактически, каждый раз, передавая что-нибудь человеку, вы выполняете заповедь делать хесед (Пеле йоэц).

Но не надо все время просить других сделать для вас одолжение. Не беспокоить и не затруднять никого — тоже форма хесед (Ноам Элимелех).

 

 


 

[1] По традиции, за год Тору по частям прочитывают из свитка вслух по субботам в синагогах всего мира и начинают снова. Главы этой книги — развернутый комментарий к законам об отношениях между людьми в этих разделах.

[2] Иерусалимский Талмуд, Недарим, 9:4.

[3] Сейчас в моем переводе на русский язык вышла книга с ежедневными уроками по классической книге Хафец Хаима «Аѓават хесед» — «Любите делать добро» — ежедневные уроки. — Г.С.

С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»