Темы: Ципора Харитан, Наши родители, Отношения с внуками, Нерелигиозные родители
Шалом! К нам на днях приехала бабушка, которая привезла с собой просто огромное количество некашерной колбасы. Притом что она прекрасно знает, что это никто не ест. Я заметила, что она подкармливает мою старшую дочь (ей 2 года) ей. Уровень моего раздражения просто зашкалил, и я ей сказала, что это недопустимо, что я запрещаю так делать и вообще не хочу хранить эту колбасу дома. Она ответила, что моя дочка сама попросила колбасу и она не могла же ей отказать (конечно, такое могло произойти, т.к. дочка видела, как бабушка ест колбасу, и захотела тоже). Закончилось все огромной обидой. Все родственники и друзья ее теперь негласно обижаются. Хотя я не повысила голос на бабушку и не говорила ей ничего плохого. Эта ситуация уже прошла, но мне хочется знать, как себя вести в подобных ситуациях, тем более где-то через месяц мы поедем в гости к маме мужа и я хочу быть максимально корректной, но все же не отходить от рамок Торы. Л.
Уважаемая Л.!
С точки зрения Галахи Вы совершенно правы, когда не позволяете родственникам вмешиваться в то, каким Вы хотите видеть свой дом с религиозной точки зрения. По Галахе почитание родителей, а также и других родственников кончается там, где они требуют от нас или вынуждают нас своим поведением нарушать законы Торы. Т.к. и мы, и они обязаны выполнять волю Всевышнего.
С другой стороны, видимо, Ваша родня совершенно не подготовлена духовно к Вашему религиозному «помешательству». Т.е. я предполагаю, что если бы Вы с мужем решили быть вегетарианцами, то бабушке и в голову не пришло бы привозить в ваш дом колбасу. А тут она, видимо, нацелена на то, чтобы «спасать» вас от самих себя. Поэтому должны быть очень чётко расставлены точки над i, а именно: вы горячо любите своих родственников и очень им рады, но в вашем доме будут соблюдаться те правила, которые вы как два взрослых человека установили. Вы ни на секунду не настаиваете на том, чтобы родственники жили по этим правилам у себя дома, но, находясь у вас, они должны эти правила соблюдать. А если им это не подходит, то вы вполне готовы приехать к ним в дом с визитом (подумаете, брать ли с собой детей), и там вы никого не будете вынуждать отказываться от своего образа жизни. Если же это предложение, высказанное, как Вы говорите, с уважением и без всякого крика и эмоций, не принимается и на Вас обижаются, — что ж, в демократическом обществе у людей есть право на обиду.
Поэтому постарайтесь быть очень внимательной внучкой во всём, что не касается религиозных вопросов, прислушивайтесь к бабушкиным советам и замечаниям, благодарите за внимание и помощь, но ни в коем случае не уступайте в вопросах соблюдения заповедей. (Очень важно советоваться с раввином там, где речь идёт не о религиозных запретах, а о том, что принято, чтобы зря не «устрожать» закон и не ухудшать ситуацию. Везде, где можно, стоит идти родственникам навстречу, например, можно выпить у них стакан чая, т.к., вероятно, в этой посуде никогда ничего некошерного не было. В таких случаях стоит попросить у раввина «облегчить» закон).
Что касается вашей поездки к свекрови, думаю, очень важно, чтобы сын её подготовил: вы совершенно не собираетесь морочить ей голову правилами кашрута, а поэтому вареную пищу будете готовить себе сами, но с удовольствием будете есть у неё свежие овощи и фрукты. Привезите с собой пару кастрюлек, небольшую электрическую плитку, нож, дощечку и одноразовую посуду. И так можно будет устроиться, если родственники не заинтересованы провоцировать конфликт. Точно так же — с соблюдением субботы. Вы им совершенно не указываете, как жить, но вы не можете сидеть в комнате, где, скажем, включили телевизионную программу, или принять участие в какой-нибудь загородной поездке. Эти условия вашего визита должны быть оговорены между Вашим мужем и его родителями заранее, и надо выразить им огромную благодарность за то, что они готовы пойти вам навстречу, даже если их это очень утруждает. Только если родители согласятся, будет возможность сделать ваш визит приятным и доставить бабушке и дедушке удовольствие побыть с детьми и внуками. Вы совершенно не хотите приезжать для того, чтобы вести споры на религиозные темы. Вы уважаете их путь по жизни, но вы выбрали свой путь и как взрослые люди имеете право по нему идти.
Если вы сможете ограничиться только этим, а не пытаться воспитывать родителей или переучивать их, то через какое-то время ваша родня смирится с вашим новым образом жизни. Будем помнить, нет заповеди воспитания родителей и родственников.
Желаю удачной поездки и построить хорошие отношения с роднёй.
С уважением, Ципора Харитан
N.B.
Ещё одно действие, полезное при всех обстоятельствах: помолитесь Всевышнему, чтобы Он помог Вам выполнить Свою волю (т.к. вы хотите это сделать), сохраняя мир в семье, и вложил в ваши уста наиболее подходящие слова, которые хорошо повлияют на родных.
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его