Темы: Скромность, Суббота, Уважение, Дерех Эрец, Гостеприимство, Благодарность, Рав Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый раввины, я приехала учиться в Израиль на год по программе «Маса», часто нас приглашают в гости на Шаббат в религиозные семьи. Скажите, есть ли какие-нибудь специальные правила как себя вести в гостях? Алла.
Уважаемая Алла,
Большое спасибо, что обратились к нам. Действительно, вопрос очень хороший и актуальный для многих, ведь быть хорошим гостем — своего рода искусство. Умение быть гостем предполагает две составляющие: во-первых, общепринятые правила этикета и здравый смысл, с помощью которого можно «предвидеть», как поступать, чтобы не поставить в неловкую ситуацию ни себя, ни хозяев. Понятно, что в этой части специальные знания не нужны. Во-вторых, определенные правила для гостей, которые приводятся в Талмуде, кодексе еврейских законов Шулхан Арухе и других еврейских источниках.
Давайте начнем именно со второй части.
В Талмуде (Псахим 86 б) приводится интересная история: Рав Уна, сын Рава Натана, был в гостях у Рава Нахмана, сына Ицхака. В доме Рава Нахмана не знали о том, что Рав Уна — великий мудрец Торы. Общение между Равом Уной и хозяевами выглядело следующим образом. На вопрос, как его зовут, он ответил: «Рав Уна». Когда ему предложили сесть на кровать — место, отведенное для особых гостей (остальные в это время сидели на скамейках), он сразу согласился. Когда ему принесли бокал для Кидуша, он сразу принял его и выпил перед хозяевами, прервавшись на короткое время посередине.
Поведение Рава Уны вызвало недоумение хозяев. И, поскольку он представился как мудрец Торы (а у мудреца Торы мы учимся, не только слушая его уроки, но и глядя на его поведение), Рава Уну попросили пояснить, почему он так поступал. Давайте остановимся только на той части, которая имеет отношение к нашему вопросу.
Хозяева спросили Рава Уну: «Почему, когда мы предложили тебе сесть на кровать, ты сразу согласился?» Они имели в виду следующее: поскольку кровать была особым местом, на которое усаживали только людей определенного статуса, Раву Уне следовало бы вежливо отказаться от такой чрезмерной чести. На что Рав Уна ответил: «Все, что хозяин просит тебя сделать, — делай!». Иными словами, из ответа Рава Уны ясно, что гость должен относиться к просьбе хозяина так, как будто тот действительно хочет, чтобы просьба была выполнена. Даже если гость сам так не поступил бы. Кроме того, даже если есть сомнение, предлагает хозяин что-либо из вежливости (как видно из вопроса хозяев) или «на самом деле», гость должен следовать принципу: «Все, что хозяин просит тебя сделать, — делай!».
Но из этого правила существует и исключение. Когда гостю точно известно, что хозяин не может позволить себе, например, предложить гостю какое-то дорогое блюдо или вообще не имеет возможности принимать гостей, а делает это только потому, что чувствует себя обязанным, гость может отказаться от предложения. Поскольку нельзя разделять трапезу, которой недостаточно и для самого хозяина.
Некоторые издания Талмуда содержат дополнение к данному предписанию: «Все, что хозяин просит тебя сделать, — делай, если он только не просит тебя уйти!» И хотя не все согласны, что эти слова является частью оригинального талмудического текста, некоторые галахические авторитеты принимают это и по-разному объясняют. В частности, так: гость не обязан выполнять просьбы, которые выходят за рамки приемлемого, как, например, выполнять поручения в городе за пределами дома (Бах, Беур Алаха 170).
Итак, мы узнали первое правило поведения в гостях: «Все, что хозяин просит тебя сделать, — делай!». В чем же заключается смысл этого предписания? Существует два объяснения: во-первых, выполнение просьбы хозяина является своеобразной платой за гостеприимство, во-вторых, выполняя просьбу хозяина, гость оказывает уважение и почет хозяину (Бах, Левуш Орах Хаим 170).
Еще одно правило талмудического этикета: гость, который входит в дом, не должен просить: «Дайте мне поесть!» Но если хозяин поставил перед ним еду, не нужно переспрашивать, можно ли начать есть (Шулхан Арух 170:12, Мишна Брура 170:30).
Гость должен предполагать: все, что хозяева делают, они делают для него. Талмуд (Брахот 58а) говорит, как должен воспринимать ситуацию хороший гость: «Все, что ни сделал хозяин, он сделал для меня! Сколько вкусной еды и питья он приготовил, и все это для меня!» А плохой гость думает: «Все это хозяин приготовил ради меня? Я съел только один кусочек мяса и выпил один бокал вина, а все эти яства, конечно же, хозяин приготовил для себя и своей семьи!»
Теперь, когда мы познакомились с правилами этикета, приведенными в Талмуде, давайте обратимся к пожеланиям, базирующимся на здравом смысле. Здесь нам помогут принципы, о которых шла речь выше, а именно: гость должен чувствовать благодарность хозяину, а также проявлять к нему уважение.
— Обычно время перед наступлением субботы — достаточно напряженное, поэтому приезжать нужно не слишком поздно, чтобы не задержаться в дороге, что, не дай Б-г, может привести к нарушению субботы. Но и не слишком рано, когда хозяева еще не готовы принять гостя. Лучше всего заранее оговорить с хозяином время, удобное для приезда.
— Подготовиться к субботе нужно самостоятельно, поэтому не следует планировать принять душ перед субботой в гостях. Это надо сделать дома, т.к. хозяева могут не подумать об этом и ванная окажется занята.
— Рекомендуется принести какой-нибудь небольшой подарок, например, букет цветов, бутылку вина или пирог. При этом следует позаботиться, чтобы эхшер, соответствовал требованиям к кашруту в доме хозяина.
— Одежда также должна быть соответствующей. Брюки и майки с коротким рукавом у девушек могут поставить хозяев в очень неловкое положение. Хозяину нельзя будет произносить благословения и слова Торы в присутствии девушки, одетой подобным образом. Дети, не привыкшие к такому внешнему виду, могут начать стесняться гостей и будут чувствовать себя неудобно, если сверстники или другие соседи увидят их в таком обществе.
Понятно, что, скорее всего, хозяева не станут делать замечания гостям, чтобы не обидеть, но их радость от субботнего дня и приема гостей может быть омрачена.
Тяжело заранее продумать все ситуации, в которых мы можем оказаться. Но, если гость позитивно настроен, хочет услышать и понять для себя что-то новое и интересное, он должен не только заботиться о своих нуждах, но и пытаться продумать, как себя вести, чтобы не ставить хозяев в неловкое положение. И, как мы сказали выше, здравый смысл здесь будет лучшим советчиком.
Удачно Вам погостить!
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Пятигорский
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Мирьям Климовская
При этом он глубоко порядочен, благороден и талантлив
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Дов Айзенберг,
из цикла «Так скажи дому Яакова»
Не только помыслы и поступки человека должны быть скромными, но и его одежда. Женщины должны позаботиться о том, чтобы длина их платьев и рукавов соответствовала требованиям Галахи.
Рав Элияу Тавгер
Рав Ашер Кушнир
Как побороть тяжёлую телесную зависимость?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Благодарность по-еврейски»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Когда человек пребывает во временном жилище, под кровом Вс-вышнего, Шхина простирает над ним свои крылья, и Авраам и другие ушпизин находятся в суке вместе с ним.
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?
Рав Овадья Климовский
Почему не во всех случаях одинаково? Что это означает?