Темы: Рав Реувен Куклин, Иврит, Благословение, Постановления мудрецов
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. У меня вопрос, может быть, не столько по религии, сколько по древнееврейскому языку. Почему в брахот говорят «Барух Ата Ад-най Эл-hейну, Мелех hа-Олам, Ашер кидшану бемицвотАВ» (т.е. «Его заповедями»)? Ведь вроде бы должно быть «Барух АТА… Ашер кидшану бемицвотЭХА» — Благословен ТЫ, Господь, освятивший нас Твоими заповедями? Заранее большое спасибо.
Наталья, Москва
Здравствуйте, уважаемая Наталья.
Вы совершенно правы, слово «бемицвотав» («Его заповедями») стоит в третьем лице. На первый взгляд, по правилам грамматики святого языка следовало бы обращаться к Творцу во втором лице, говоря «бемицвотэха» («Твоими заповедями»), подобно тому, как и первая часть благословения «барух ата» («благословен Ты») стоит во втором лице.
Более того, если мы обратим внимание, увидим, что также слова кидшану (Он освятил нас) и вэ-цивану (и заповедал нам) стоят в третьем лице. На первый взгляд, они должны также стоять во втором лице — кидашта отану, цивита отану.
Почему же, если так, Аншей Кнэсет а-Гдола (Мужи Великого Собрания) разделили благословение на две части, в первой из которых мы обращаемся к Всевышнему во втором лице, а во второй говорим о Нём в третьем лице? Поскольку этот вопрос связан с пониманием мыслей Мужей Великого Собрания, которые были величайшими еврейскими мудрецам (а часть из них, такие как Хага, Зхарья, Млахи, Эзра, были также пророками), его гораздо логичней назвать вопросом именно «по религии», а не по древнееврейскому языку.
В книге Нэфэш а-Хаим (2:3) рав Хаим из Воложина пространно объясняет это различие между двумя частями благословения на основании Каббалы. К сожалению, я не смогу привести здесь объяснение рава Хаима, поскольку для этого потребовалось бы несколько «предисловий». Постараюсь привести простое объяснение этого различия.
В соответствии с простым пониманием текста, мы заканчиваем благословение в третьем лице, поскольку такое обращение лучше передаёт трепет и благоговение перед Царём царей. В статье «Почему мы не обращаемся к Всевышнему на Вы?» подробно объясняется, что обращение в третьем лице в иврите считается более уважительным.
При всём этом, в первой части благословения мы, по постановлению Аншей Кнэсет а-Гдола, обращаемся к Всевышнему во втором лице — чтобы чётко осознавать, что обращаемся к Самому Творцу, а не к тем или иным посредникам.
Пятая основа веры, сформулированная Рамбамом (в комментарии на мишну, трактат Санедрин, часть 10), гласит так: «Именно Ему, Превозносимому, следует служить, и Его восхвалять, и прославлять Его величие и мудрость. И не поступают так ни с кем, кто ниже Его, — ни с ангелами, ни со звёздами и созвездиями, ни со стихиями, ни со всем тем, что состоит из них. Потому что все их действия предопределены, нет у них ни власти, ни [возможности] выбора, а только воля Его, Превозносимого. И не делают их посредниками, чтобы достичь Его через них. Но только к Нему, Превозносимому, да будут направлены все мысли, и отринуто будет всё, кроме Него».
В святых книгах приводится более глубокое объяснение, почему вторую часть благословения мы произносим в третьем лице. Там сказано, что у нас нет никакой возможности понять и познать Самого Б-га. Сказано в молитве, приведённой в предисловии к Тикуней Зоар (17 а): «Ты Высший над всеми высшими, Непостижимый из всех непостижимых, мысль неспособна постичь Тебя абсолютно». Поэтому о Его деяниях («Который приказал нам») мы говорим в третьем лице (на иврите «третье лицо» называется «скрытым» — лашон нистар), чтобы подчеркнуть, что мы не в состоянии постичь Его.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Как зовут Б-га?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Зеев Гершензон
А его гости?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Ш.Л. Абрамович,
из цикла «В помощь начинающему хазану»
Йегуда Мендельсон
Сын после Африки, Индии и Германии с трудом приходил в себя. Однажды вечером коротко рассказал, что с ним случилось, и, заметив слезы в глазах, моментально замолк.
Рав Яков Шуб
Сукка, построенная на грузовике, — кошерна?
Рав Натан Агрес
Разве не достаточно сказать «спасибо» один раз?
р. Меир Фомичев,
из цикла «Еврейский закон»
Рав Натан Агрес
Ведь буквально это переводится как «хлеб лица»?
Рав Бенцион Зильбер
Не знаю, когда буду пить в следующий раз
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его