Темы: Изучение Торы, Зеев Гершензон
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом,
Скажите, что именно следует изучать, чтобы выполнить мицву учить Торy днем или ночью? Чтение / изучение чего исполнит эту мицву? Сама Тора? Танах? Комментарии? Мишна / Гемара / Талмуд? Хасидут? Книги вроде Несивос Олама Пражского Махараля или книг Рамхаля, Аризаля и других мудрецов Торы? Шулхан Арух? Муссар? Рассказы вроде сказок Браславского ребе? Изучение каких книг дает возможность выполнить мицву учить Тору днем и ночью?
Шалом,
Рабби Моше-Хаим Луцатто в книге Дерех а-Шем[1] пишет, что Всевышний дал человеку средство, приближающее его к совершенству, и средство это значительно сильнее всех прочих. Это — изучение Торы, которую Он составил для нас согласно Своей мудрости и по Своей великой милости передал нам (при Синайском откровении).
Безусловно, эту заповедь еврей исполняет, изучая книги, о которых Шульхан Арух пишет[2]: перед их изучением произносят[3] специальные благословения на исполнение заповеди изучения Торы. Вот эти книги: Танах (Тора, Пророки, Писания), Мишна, Гемара (Талмуд), Мидраш. Шульхан Арух а-Рав[4] объясняет: все эти книги — части Торы, которую Моше-рабейну получил от Всевышнего при Синайском Откровении. По этой же причине наши мудрецы[5] добавляют в этот список книгу Зоар с тайнами Каббалы, ведь и «скрытая часть Торы» была получена Моше-рабейну на горе Синай.
Книги по еврейской этике, комментарии, книги хасидизма можно изучать, лишь произнеся утренние благословения на изучение Торы[6], ведь обычно они содержат в себе множество цитат из Торы, части Устной Торы.
Разумеется, выполнением мицвы изучения Торы является и изучение алахических книг[7], таких, как Шульхан Арух. Ведь и они содержат цитаты из Торы, Талмуда.
Хафец Хаим объясняет[8]: чтобы действительно выполнить заповедь изучения Торы, необходимо понимать то, что мы изучаем, как минимум — в части Торы. Соответственно, разъяснение текста Торы — комментарий, необходимый для понимания, также является источником, изучая который, мы выполняем заповедь. Поэтому лишь произнеся утренние благословения на изучение Торы, можно изучать, например, классический труд по еврейской этике, Месилат Йешарим[9]. Ведь она представляет собой развернутый комментарий на барайту раби Пинхаса бен-Яира, которая приводится в Талмуде и говорит об уровнях святости человека.
Но, согласно мнению автора Пискей Тшувот, чтение историй о праведных делах великих раввинов не может засчитываться как исполнение заповеди, даже если они поучительны с точки зрения Торы [10].
Хочу напомнить, что для посетителей сайта toldot.ru существует проект Талмуд онлайн, помогающий «с гарантией» выполнить заповедь изучения Торы: по Скайпу, с индивидуальным преподавателем. Приглашаю и Вас воспользоваться этим проектом!
С уважением и наилучшими пожеланиями, Зеев Гершензон
[1] 1-я часть, 4-я глава.
[2] Книга Орах Хаим, раздел 47, алаха 2.
[3] Следует произнести эти благословения утром, сразу после пробуждения, среди прочих утренних благословений, они «действительны» в течение всего дня.
[4] Шульхан Арух, Орах Хаим, там же.
[5] Там же, Каф а-Хаим, сэиф катан 3.
[6]Пискей Тшувот, там же.
[7]Мишна Брура, там же, алаха 4, сэиф катан 6.
[8] См. Мишна Брура на Шульхан Арух, Орах Хаим, раздел 50, сэиф катан 2.
[9] Кроме уже указанной выше причины: книга включает в себя отрывки из Торы.
[10]Пискей Тшувот на Орах Хаим, раздел 47, алаха 2. Разумеется, идет речь об историях, не содержащих цитат из Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Зеев Гершензон
И о музыке в более узких аспектах?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.
Рав Зеев Гершензон
Что об этом сказано в Вавилонском Талмуде?
Рав Зеев Гершензон
Победа возможна?
Рав Овадья Климовский
Армия и ешиботники
Рав Зеев Гершензон
Праотец Авраам был первым, кто распространил Тору... Но ведь миссионерство у евреев запрещено...
Рав Ашер Кушнир
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Зеев Гершензон
В интернете на разных сайтах время различается на несколько минут...
Рав Мендель Агранович
Из каких частей они состоят?
Рав Зеев Гершензон
Не получится ли злоупотребление вниманием Всевышнего, будто я постоянно что-то клянчу?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его