Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Награда, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима, Праведник
Почему злодеям в этом мире даруются всяческие блага? Можно сравнить это с неким богачом, на которого работали несколько крестьян. Однажды собрался он женить своего сына и подумал: «Наверняка эти крестьяне заявятся на свадьбу и испортят мне весь праздник. Ко мне ведь соберется вся знать, и неуважением будет принимать их вместе с крестьянами. Так что лучше выделю-ка я их долю до общего праздника: в конце концов, только этого им и надо!» Призвал он их и сказал: «Слуги мои! Я собираюсь наделить вас угощением перед свадьбой моего сына!» Пригласил он их за стол, где стояли мясо и водка, музыканты играли веселые мелодии, и наелись все, и напились, и радовались благодеянию, оказанному им хозяином. А он был избавлен от их присутствия на главном свадебном пиршестве.
Всякий, кто увидит их едящими, пьющими и веселящимися раньше всех, когда даже лучшие друзья богача еще не попробовали ни крошки, — разве не поразится он, не подумает: «Неужели действительно хозяин любит этих крестьян больше всех прочих?» Но тот, кто знает, что было потом, нисколько не удивится, ибо поймет, что богач хотел лишь выделить им их долю и отделаться от них на будущее.
О чем эта притча, ясно без объяснений. Сходная мысль высказывается в Сифра в разделе «Бехукотай…», на стих: «И обращусь Я к вам…». С чем это можно сравнить? — спрашивает Мидраш. — С царем, который нанял себе множество рабочих. И был среди них один, работавший на царя много дней. Собрались рабочие, чтобы получить плату, и пришел и тот рабочий вместе с другими. Сказал ему царь: «Сын мой! Я еще обращусь к тебе. Эти люди сделали для меня немного, и награда им положена небольшая, а с тобой мы должны будем составить длинный счет!» Так же праведники в этом мире просят своей награды у Святого, благословен Он, и злодеи, которые целыми днями творят лишь зло, также просят награды у Него. И Вс-вышний отвечает праведникам: «Дети Мои! Я еще обращусь к вам. Эти злодеи сделали для Меня совсем немного, и плату Я им должен тоже небольшую, а для вас Я должен составить длинный счет!» Поэтому сказано: «И обращусь Я к вам…», то есть: «Я завершу расчет со злодеями и тогда уже обращусь к вам».
Шем Олам, 12
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»