Темы: Кашрут, Тора и бизнес, Рав Яков Шуб, Жертвоприношения, Животные
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныМожно ли выращивать некошерных животных для продажи их мяса неевреям и т.п.? Или, например, выращивать улиток и другие экзотические «дары моря», которые в некоторых странах являются частью национальной кухни?
Мишна (Швиит 7:4) говорит, что получать прибыль от торговли некошерными животными и рыбой запрещено, даже если продавать их только неевреям. Однако если они случайно оказались во владении еврея, например, некошерная рыба случайно попала в сети рыбака, их разрешено продать. В качестве источника данного закона Гемара Псахим (23а) приводит стих из Торы (Ваикра 11:11): «И мерзостью они (некошерные морские животные) будут для Вас, мяса их не ешьте и трупа их гнушайтесь». Из того, что сказано «будут», выводится, что кроме запрета употреблять в пищу существует также запрет торговать некошерными животными и рыбой. А из того, что сказано «для вас», выводится, что этот запрет распространяется только на торговлю регулярную, запланированную, как было сказано выше. Кроме того, разрешено использовать некошерных животных для других целей, например, для изготовления одежды из их кожи и шерсти и т.п.
Мнения ришоним и ахароним (ранних и поздних комментаторов) о том, запрещено это Торой или мудрецами, разошлись. Большинство из них (Тосафот, Рош, Хатам Софер, Хохмат Адам) склоняются к тому, что это запрет из Торы, другие (Рашба, Трумат а-Дэшен, Нода би-Йегуда) считают, что это запрет мудрецов, а приведённый выше стих Торы является лишь напоминанием. Этот закон подробно рассматривается в Шулхан Арухе (Йорэ Дэа 117:1).
Означает ли это, что еврей не может продавать лошадей, ослов, собак, кошек и других некошерных животных? Этот вопрос задают ранние комментаторы — Тосафот (Псахим 23а). Они объясняют, что запрет распространяется только на те виды животных, птиц и рыб, которые обычно выращивают и продают для употребления в пищу. Что же касается видов, которые обычно выращиваются для других целей, например, для сельскохозяйственных работ, перевозок или в декоративных целях, к ним данный запрет не относится (Шах 117:1, Хелькат Биньямин 117:3). Причина: цель запрета торговли некошерными животными — в том, чтобы оградить человека от употребления их в пищу. Поэтому, когда речь идет о тех видах, которые обычно не выращивают и не продают для употребления в пищу, опасения не существует.
Получается, что во многом все будет зависеть от той местности, где проживает еврей. Если речь идет, например, о Китае и других странах Дальнего Востока, то вполне вероятно, что там нельзя будет торговать собаками, кошками и т.п., поскольку в этих странах они широко употребляются в пищу. Тоже самое относится и к выращиванию и продаже улиток или других морепродуктов во Франции и Италии, где они являются неизменной частью традиционной кухни.
Однако следует отметить: когда речь идет о выращивании и продаже свиней, закон гораздо строже. В Гемаре Бава Кама (82 б) сообщается: во время гражданской войны между Аристобулусом (Аристобулом) и его сторонниками, с одной стороны, и Оркинусом (Гирканом) и его сторонниками, с другой, Аристобулус осадил Иерусалим, в котором в то время правил его брат Оркинус (оба Хашмонаим — Хасмонеи). Военное положение не препятствовало принесению жертв в Храме — обычной службе. Осажденные ежедневно опускали с городской стены корзину, доверху наполненную динарами, а осаждающие взамен посылали им животных для жертвоприношений. Один из старцев, сведущих в греческих науках, рассказал армии Аристобулуса, что во все время, пока в Храме продолжают регулярно приносить жертвы, у армии нет шансов овладеть городом.
На следующий день в корзине из-под динаров вместо обычных животных для жертвоприношений была послана свинья. Когда корзину со свиньей подняли до половины городской стены, свинья воткнула копыта в стену, и Эрец Исраэль содрогнулась так, что это ощутили на огромном расстоянии. Тогда сказали мудрецы: «Проклят тот, кто выращивает свиней, и проклят тот, кто обучает своего сына греческим наукам».
Таким образом, свиней запрещено выращивать и продавать не только для употребления в пищу, но и для других целей, например, для использования их кожи или жира и т.п. (Шулхан Арух, Хошен Мишпат 409:2). Кроме того, человек, который выращивает свиней, не только нарушает запрет, но и подвергается действию проклятия, как сказано выше.
Особое отвращение к этому животному мы встречаем также в заключительных словах книги пророка Йешайи (66:17): «… те, кто ест мясо свиное, и мерзость, и грызунов, погибнут вместе — слово Г-спода».
Такое отношение к свинье можно объяснить следующим образом. Кошерное животное характеризуют два признака:1) оно отрыгает жвачку 2) копыта его раздвоенные. У свиньи раздвоенные копыта, но она не жвачное животное. Мидраш говорит, что свинья выставляет копыта вперёд, как бы говоря: «Смотрите, я кошерна», и «скрывает» тот факт, что не отрыгает жвачку.
Существует много некошерных животных, но как мы видим, свинья, кроме прочего, является символом обмана и лицемерия. Поэтому неспроста в иудаизме она обычно ассоциируется с Эйсавом.
С уважением, Яков Шуб
Читайте:
Братоубийственная война между Гирканом и Аристобулом
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Во времена Храма евреи были должны приносить постоянные жертвы. Выбор животных и процесс жертвоприношений напрямую связаны с чертами характера, которые должны были культивировать сыны Израиля.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Смесь мясного и молочного запрещена Торой
Рав Натан Агрес
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.
Рав Натан Агрес
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?