Темы: Иерусалим, Пост 10 Тевета, Еврейский закон, Разрушение Храма, Храмовая гора, Траур по Храму
В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре
1. Видящий разрушенные города Иудеи, над которыми властвуют неевреи (даже если населены они евреями), обязан разорвать одежду. Но если над городом властвуют евреи, разрывать одежду не нужно, даже если он населен неевреями. Но видящий разрушенный Иерусалим и место, где стоял разрушенный Храм, даже в наше время, когда над ними властвуют евреи, должен разорвать одежды. (С этим согласились раби Пинхас Эпштейн ЗЦ"Л и раби Шломо Залман Ойербах ЗЦ"Л)
2. «Города Иудеи» — это города Иудейского царства, и сюда входят также города, бывшие в наделе Биньямина. Их важность — в том, что они были основой царства Израиля. В знак траура об остальных городах Земли Израиля не разрывают одежду. Есть также обычай не разрывать одежду в знак траура о городе Хеврон, хотя он и из иудейских городов. Это объясняется тем, что этот город был убежищем для совершивших непреднамеренное убийство и одним из городов, отданных колену Леви.
3. Обязанность разрывать одежду в знак траура об Иерусалиме распространяется только на освященный Древний город. Стена Старого города в наше время не совпадает с границами освященного Иерусалима. Гора Сион, еврейский и армянский кварталы — вне его границ, но южный склон Храмовой горы и нижние края Ар Азейтим (Масличной горы) — часть территории освященного Иерусалима, и при виде их разрывают одежду. И даже тот, кто видит северо-восточный отрезок стены, окружающей Иерусалим , от Шаар Арайот (Львиных ворот) на востоке до Шаар Шхем (Шхемских ворот) на севере, разрывает одежду.
4. Обязанность разорвать одежду в знак траура о Храме существует не только тогда, когда человек видит пол азары(внутреннего двора Храма). Достаточно увидеть мечеть (Эль-Акса) на Храмовой горе или Западную стену ( Котель Маарави).
5. Еврей должен разорвать одежду сразу же как только дойдет до места, с которого можно полностью видеть Иерусалим и место Храма, то есть когда до них останется полчаса ходьбы. Когда он приблизился на это расстояние, должен сразу же разорвать одежды, и не следует ждать, пока подойдет ближе. Такой же закон и по поводу городов Иудеи.
Постфактум, если разорвал одежды с большего расстояния, когда увидел Иерусалим и место Храма частично, или увидел только дома, стоящие возле них — выполнил свою обязанность, и не нужно разрывать второй раз.
6. Если не разорвал одежды сразу же после того, как увидел эти места, может разорвать их весь этот день.
7. Разорвать необходимо на тефах.
8. Если разорвал на один из городов Иудеи и в течение 30 дней увидел другие города — не делает на них полный надрыв, а добавляет немного к первому. Но если увидел Иерусалим — делает еще раз полный надрыв, и когда потом увидит место Храма — разрывает на расстоянии трех пальцев от первого надрыва, в честь Святилища.
9. Если разорвал сначала при виде Храма, например если въехал в Иерусалим в закрытом автобусе и увидел сначала место Храма, а потом уже Иерусалим — добавляет что-либо к первому надрыву. А на города Иудеи совсем не нужно разрывать после того, как разорвал на Иерусалим и на Храм.
10. Если увидел место Храма и Иерусалим вместе, например с вершины Ар Ацофим или Ар Азейтим, разрывает один надрыв в размере тефах на них обоих.
11. Каждый, кто не видел города Иудеи, Иерусалим или Храмовую гору тридцать дней, должен при виде их разорвать одежду. И даже житель Иерусалима, не видевший место Храма тридцать дней, обязан разорвать одежду, когда увидит его. Существует, однако, обычай, что жители Иерусалима не разрывают одежду, но полагаться на этот обычай могут только те, кто живут на расстоянии не большем, чем полчаса ходьбы от Храмовой горы, или те, кто посещали эту область (получаса ходьбы от Храмовой горы) в течение последних 30 дней. Поэтому жителям Иерусалима правильно было бы остерегаться, чтобы не прошло 30 дней с тех пор, как они видели место Храма в последний раз. Раби Йеошуа Лейб Дискин каждый месяц ходил к месту, откуда была видна Храмовая гора, чтобы посмотреть на место Храма, находящееся в запустении, и скорбил о его разрушении.
12. Тот, кто родился в Иерусалиме и достиг совершеннолетия (13 лет), не должен разрывать одежды, кроме того случая, когда после совершеннолетия выехал из Иерусалима и не видел его 30 дней.
13. Житель Иерусалима, даже если он никогда не разрывал на него (например, если родился в нем), не обязан разрывать одежды при виде городов Иудеи, кроме того случая, когда выехал из Иерусалима и через 30 дней приехал в один из городов Иудеи.
14. Нужно чтобы было заметно, из-за чего он разрывает одежды, и поэтому когда видит города Иудеи, Иерусалим и место Храма, произносит, прежде чем разрывать, соответствующий стих. На города Иудеи говорит: «Твои святые города стали пустыней» ( Ишайя 64:9), на Иерусалим — «Цион стал пустыней, Иерусалим — заброшенным местом» (там же), «Исчерпал Г-сподь гнев Свой, излил ярость гнева Его и зажег огонь на Сионе, (который) пожрал его основания» ( Эйха 4:11).
15. Когда видит с востока стену Иерусалима, которая в то же время является стеной Храмовой горы, и в ней — двое больших ворот с аркой наверху, которые сегодня замурованы (? — П.З.)и называются Золотые ворота или Ворота Милосердия ( Шаар Арахамим), а также когда видит Западную стену ( Котель Амаарави) или другие стены Храмовой горы, говорит: «Ушли в землю ее ворота, уничтожил и сломал (Он) ее затворы, ее царь и сановники — среди (других) народов, нет Торы, также и пророки ее не нашли видение от Г-спода». ( Эйха 2:9)
16. Прежде чем разрывает на Храм, говорит: «Дом нашей святыни и нашего великолепия, где славили Тебя отцы наши, был сожжен огнем, и все, что было нам дорого, предано разрушению» (Йешайя 64:10), поклоняется напротив места Храма и разрывает. При поклонении не нужно отворачиваться от мечети Эль-Акса, стоящей на Храмовой горе, поскольку он имеет в виду поклониться Б-гу, а арабы — не идолопоклонники (и поэтому мечеть не является идолопоклонническим капищем). Следует оплакать Храм, прочесть «Мизмор леАсаф» ( Теилим 79) и горячо помолиться за то, чтобы он был отстроен.
17. Разрывающий одежды в знак траура о Храме, Иерусалиме или городах Иудеи, благословляет «Даян Аэмэт» («Благословен Праведный Судия») без упоминания Имени Всевышнего и Его царства (без слов А-до-най Э-ло-эйну мелех аолам). Вот формула благословения: «Благословен Праведный Судия, ибо все Его суды — справедливость и истина. Твердыня, совершенно деяние Его, ибо все пути Его — суд, Б-г верный и нет беззакония, праведен и прям Он. Ты прав во всем, что случилось с нами, ибо Ты сделал истину, а мы грешили.» После этого говорит: «Порадуй нас…» ( Теилим 90), и есть добавляющие: «Дом гордых…» ( Мишлей 15:25). «И так же, как я видел его (храм) разрушенным, так удостоюсь увидеть его отстроенным, когда восстанет Дворец на своем месте, и да будет воля Твоя, Б-г наш и Б-г наших отцов, чтобы был постоен Храм вскорости, в наши дни, и дай нам долю в Твоей Торе».
19. Все эти надрывы должен разорвать руками, а не каким-либо инструментом или ножом. Нужно сделать это стоя и в длину одежды; если же разорвал сидя или в ширину одежды, не выполнил своей обязанности и должен надорвать еще раз. Надо разорвать все одежды, которые на нем, с левой стороны, пока не обнажит сердце. Талит катан рвать не нужно. Обычай, однако, разрывать только верхнюю одежду на тефах , даже инструментом, и с любой стороны.
20. Тот, кто жалеет одежду, в которую он одет, может заменить ее или надеть на нее другую, менее дорогую, чтобы порвать ее. Можно несколько раз разрывать одежду, которую уже разрывал раньше, пока она вся не будет полна разрывов.
21. Тому, кто может разорвать сам, не должен разрывать кто-либо другой.
22. Если кто-то разорвал другому больше, чем нужно, обязан заплатить ему за причиненный ущерб, так как он должен был разорвать точно. И даже тот, кто разрывает сам, не может разорвать больше, чем обязан по закону, поскольку в противном случае он нарушает запрет баль ташхит («не уничтожай»).
23. Эти разрывы никогда не сшиваются прямым швом, но назавтра их можно сшить «на живую нитку», то есть большими стежками, а также собрать их или сшить их «лесенкой», то есть делать два стежка , сделать перерыв, продолжить ниже и т.д., оставляя место между стежками.
24. Женщины также обязаны разрывать одежду в знак траура о городах Иудеи, Храме и Иерусалиме. Однако дети до 13 лет {девочки — до 12} не обязаны.
25. Не следует приходить к Храмовой горе в первый раз (или после перерыва в 30 дней) в субботу или праздник, чтобы снять с себя обязанность разрывать одежду, поскольку неясно, переносится ли эта обязанность на исход субботы. Так учил раби Давид Юнграйз в соответствии с постановлением раби Давида Бэарана ЗЦ"Л.
26. Есть которые облегчают в этом вопросе в канун субботы или праздника после полудня, но от имени Хазон Иша ЗЦ"Л написано, что не следует облегчать в этом. Однако после плаг минха, если уже принял на себя субботу, можно облегчить. Также можно облегчить в ночь субботы или праздника, в холь амоэд, в первый день Рош Ашана, в праздник, выпавший перед субботой, в субботу, выпавшую перед праздником, и в первый день праздника для тех, кто живет вне Земли Израиля и собирается возвратиться туда, поскольку в эти дни невозможно разорвать одежду также и в последующую ночь.
27. Человеку, в первый раз видящему разрушенный Иерусалим,следовало бы воздержаться весь этот день от мяса и вина, а в следующие годы сделать этот день праздником — и отмечать его молитвой, радостью и трапезой в честь того, что он удостоился молиться в Иерусалиме, и молиться Б-гу, что также как удостоил его молиться в разрушенном Иерусалиме, так удостоит его вместе со всем Израилем увидеть вскорости его утешение.
1. Первая святость Храма и Иерусалима не прекратилась, поскольку их святость «из-за Шхины (Б-жественного присутствия), а Шхина не прекратилась». (РАМБАМ, Илхот Бейт Абхира 6:16). Мнения законоучителей последних поколений ( ахроним) по поводу жертвоприношений в наше время разделились, и это невозможно по многим причинам.
2. Поскольку святость не аннулировалась, входящему в наше время на территорию азары (внутреннего двора Храма) — а точное ее место неизвестно — полагается наказание карет (отсечение души), поскольку все мы осквернены нечистотой мертвого. Также запрещено заходить на территорию Храмовой горы тому, кто осквернен нечистотой зав, зава, нида, йоледети бааль кери.В противном случае он нарушает запрет «И не осквернят cвой стан» (Бамидбар 5:3). И даже тот, кто окунулся в микве, чтобы очиститься от нечистоты, не может в наше время зайти на территорию Храмовой горы.
3. Запрещено пролетать над азарой (территорией внутреннего двора Храма) и Храмовой горой на самолете, даже на большой высоте и с большой скоростью, поскольку их святость распространяется ввысь. Пролетающему над азарой и задержавшемуся над ней время, достаточное для поклонения, полагается наказание карет,несмотря на то, что зашел не как обычно заходят. И даже если человек ритуально чист, Тора запрещает пролетать над Храмовой горой, поскольку тем самым он «делает ее проходным двором». Сегодня, когда междугородние воздушные трассы проходят над Иерусалимом, следует остерегаться и не пролетать над воздушным пространством Храмовой горы, чтобы не нарушить этот строгий запрет. Ведь нарушение святости Храма — наитягчайший грех.
4. Даже тому, кто нечист нечистотой зав и бааль кери, можно заходить в подземные туннели, расположенные под Храмовой горой, поскольку эти туннели не освящены, и земля Храмовой горы не освятилась вглубь. Вышесказанное относится только к тем туннелям, которые не проходят под азарой, поскольку в таком случае есть подозрение, что это один из сквозных туннелей, выходящих на азаруи имеющих подобный ей статус, и ритуально нечистым запрещено в них заходить. Поэтому следует остерегаться и не заходить в туннели, проходящие сегодня под Храмовой горой — из-за опасения, что это один из туннелей, выходивших на азару.
5. Неевреям даже в наше время запрещено заходить на Храмовую гору от стены и далее, и мы обязаны, насколько это в наших силах, удерживать их от этого. Поэтому следует остерегаться и не посылать нееврея на Храмовую гору с каким-либо поручением, и посылающий преступает запрет «Не ставь преграды перед слепым». Тем не менее, можно покупать у неевреев виноград и маслины, растущие там, но есть и более строгое, запрещающее мнение.
6. Хотя по мнению большинства ахроним в наше время нет заповеди охранять Храм, было бы правильно поставить людей возле входных ворот на Храмовую гору — не в качестве заповеди охраны Храма, а чтобы информировать о строгости запрета заходить туда, и предостерегать евреев об этом, чтобы те отстранились от запрета. Эта обязанность возложена на бейт-дин (еврейский суд) Иерусалима.
7. Несмотря на то, что за наши великие грехи Храм был разрушен, необходимо бояться его так же как в то время когда он существовал. И не Храма нужно бояться, а Того, Кто предостерег о Храме.
Один из законов страха перед Храмом — заходить только в те места, куда разрешено заходить, и все те, кому запрещено заходить на Храмовую гору из-за нечистоты (см. выше эту главу параграф 2), не могут также и пролетать над ней на самолете.
8. Тот, кто вынужден, с разрешения авторитетного раввина, зайти на Храмовую гору из-за опасности для жизни, должен окунуться в микву, подходящую для окунания женщин, в соответствии с законом, и чтобы на нем не было никакой хацицы (преграды, препятствующей прохождению воды), и если он справил после окунания малую нужду — должен окунуться еще раз. Необходимо также очень остерегаться, чтобы нарушить как можно меньше запретов, связанных с ритуальной чистотой и страхом перед Храмом. Насколько возможно, нужно идти только по краям, рядом со стенами Храмовой горы, чтобы не зайти на территорию азары, что запрещено под страхом наказания карет. Нельзя заносить туда одежду, вещи, еду и напитки, поскольку они ритуально нечисты и нельзя заносить в Храм нечистоту (а одежду, которая на нем, необходимо предварительно окунуть в микве — прим. перев.). Нельзя также заходить в обуви; в носках же, возможно, можно, если наденет на них еще одну пару, чтобы покрыть пот, выступающий на ступнях, поскольку запрещено заходить на Храмовую гору в одежде, служащей для пота, к примеру в майке, если не надеть поверх нее другую одежду.
Возможно, разрешено заходить на Храмовую гору в некожаной обуви, которую можно носить в Йом-Кипур. Нужно только остерегаться, чтобы на ней не было дорожной пыли и, тем более, глины и грязи, поскольку запрещено заходить на Храмовую гору с пылью на ногах.
Нельзя также заходить с палкой, служащей не для солидности (почета), или с кошельком, если его держат открыто и не прячут в карман. Нельзя также делать Храмовую гору проходным двором, или назначать там место для свидания, нельзя также плевать там; если же ему нужно сплюнуть, можно воспользоваться носовым платком. Запрещено также вести там будничные разговоры.
9. Запрещено вести себя легкомысленно напротив Восточных ворот азары( Шаар Аниканор). В наше время это запрещено только на территории Храмовой горы, однако правильно было бы устрожить также и в наше ремя вне Храмовой горы, даже на большом расстоянии — напротив ворот или когда видны остатки стен Храма или пола азары. Не проявлять легкомыслие — это значит не умножать смех и забавы, стрижку головы и бритье.
10. В понятие «страх перед Храмом» входит запрет сооружать его модель в соответствии с его размерами (т.е. в масштабе 1:1) — ни модель Второго, ни Первого Храма и ни модель Скинии. Если же немного изменил размеры — можно. Есть мнение, что запрет в основном касается длины и ширины. Нельзя также делать вестибюль, подобный залу Храма, двор, подобный азаре, стол в форме Стола в храме и светильник — модель Меноры. Детали этих законов см. в Шулхан Арухе, Йоре Деа пар. 141.
11. Даже в наше время запрещено справлять малую нужду, если его лицо обращено к месту Храма и он находится на расстоянии не более получаса ходьбы. И даже если Храмовая гора не видна, так как человек стоит на низком месте, — запрещено, так как это зависит не от видимости, а от близости к месту Храма. Не только по направлению к восточной части Храма, но и с любой стороны, если человек стоит напротив места Храма — запрещено, а есть и более строгое мнение, что и если он стоит к Храму спиной. Если же он немного повернулся в другую сторону, или если перед ним есть хотя бы одна перегородка, высокая настолько, что его нагота не видна, и расположенная от него не далее чем на четыре амы (примерно 2 метра) — можно. Следует остерегаться этого нарушения на всей территории Старого Иерусалима, горы Зейтим и горы Цофим, а в Новом Иерусалиме — на всей территории, расположенной в радиусе получаса ходьбы от Храмовой горы.
12. Справлять же большую нужду на открытом месте, обратившись при этом на восток или на запад, запрещено везде, а на расстоянии получаса ходьбы от Храмовой горы — также и обратившись на север или на юг, если при этом его лицо или спина направлены к месту Храма.
13. Даже в наше время есть обычай приходить в праздники в Иерусалим , чтобы увидеть место Храма, и так делали евреи с времен разрушения Храма и до сего дня. Есть мнение, что даже в наше время есть заповедь посещать Иерусалим в праздники.
На того, кто смотрит на место Храма, даже когда он разрушен, сразу же снисходит дух чистоты и святости.
1. Храмовая гора занимает площадь пятьсот на пятьсот локтей и окружена стенами. Стены, окружающие ее в наше время — стены Храмовой горы.
2. Поэтому даже человеку ритуально нечистому можно приближаться ко всем стенам, окружающим Храмовую гору. Заходить же за них с любой стороны запрещено даже тому, кто окунулся в микву. Следует также остерегаться и не заходить в проем ворот, ведущих на Храмовую гору.
3. Есть те, кто устрожают и не подходят к восточной стене из опасения, что эта стена не стоит на своем месте, и есть сомневающиеся по поводу подхода к южной стене. Были также такие, кто опасался подходить к Западной стене из опасения, что это — стена азары. Сегодня, однако, все согласны с тем, что Западная стена — это стена Храмовой горы, и таков обычай — подходить к самой стене.
4. Есть остерегающиеся проходить по торговой улице, называющейся на арабском «Сук эль-катанин» — «рынок продавцов хлопка» на основании имеющейся у них традиции.
5. Не следует запрещать засовывать пальцы в щели Западной стены, но есть и более строгое, запрещающее мнение.
6. Есть женщины, которые придерживаются обычая не подходить к Западной стене во время менструации. Площадь перед Западной стеной имеет применительно к этому вопросу статус синагоги, и каждая женщина поступает по своему обычаю (см. Шулхан Арух гл. 88 и Мишна Брура там).
7. Правильно поступает тот, кто остерегается и не использует Западную стену и другие стены Храмовой горы для своих нужд — например, не кладет книги и другие вещи в щели Стены, и не опирает на нее палку или зонтик. Не следует также опираться на Стену — это возможно только с целью мицвы, например для нефилат апаим и т.п.
8. Нельзя разбивать или разрушать камни Западной стены — ведь они ничем не хуже синагоги, разрушать которую запрещено. Есть те, кто опасается, что есть запрет разбивать и другие стены Храмовой горы даже в наше время, и поэтому предупредили, чтобы при раскопках вокруг Храмовой горы не причинять ущерба стенам и даже не делать отметок на камнях. В туннелях под Храмовой горой можно копать, и к ним не относиться запрет разрушения — если это не один из туннелей, выходивших на азару (см. выше гл. 2 п.4).
9. Запрет разрушения включает в себя всякое действие, после которого остается какая-либо отметина.
10. Следует относиться к Западной стене с максимальным уважением и чрезвычайно в этом остерегаться.
11. Поэтому нельзя ничего писать на Стене, к примеру свое имя, поскольку пачкать Стену — значит проявлять неуважение, и тем более нельзя забивать в нее гвозди.
12. Те, кто зажигают свечи возле Стены Плача, не должны ставить их на Стену, так как этим они коптят и загрязняют ее, и также преступают запрет тем, что пользуются ей. Следует поставить свечу на некотором расстоянии от Стены.
13. Когда приходят к Стене или прощаются с ней — обнимают и целуют ее камни. Раньше был обычай, что каждый, приближающийся к Стене, снимал обувь.
14. Следует остерегаться, чтобы не стоять к Стене спиной, разве что для молитвы, например при произнесении куплета «Бои бэшалом» в Кабалат Шабатили коаним при благословении. Когда человек уходит от Стены, он должен сделать это, повернувшись к ней боком, а не спиной.
15. Молитва в этом месте принимается лучше всего, ведь там — Врата Небес, и молитва у Котеля — из глубины сердца. Всякий, у кого тяжело на душе, идет к Западной Стене, молится там и изливает душу. Существует традиция, что молитва у Котеля не бывает впустую.
17. Есть такие, кто придерживается обычая молиться у Западной Стены минху в пятницу, кабалат шабат,молитвы мусаф субботы и праздников, маарив, Эйху и Кинот Девятого Ава. Раньше был обычай молиться в дни постов и говорить Кинот Девятого Ава у могилы пророка Захарии в долине Йеошафата, у подножия Масляничной горы, и затем подниматься на гору, чтобы увидеть оттуда место Храма и оплакивать его разрушение. Рав Ай Гаон каждый год, в праздник Суккот поднимался из Вавилона в Иерусалим, и вместе со спутниками семь раз обходил в Ошана Раба Масличную горуи говорил определенные главы из Теилим.
18. Жители старого Иерусалима должны выполнять заповедь Видуй маасер (исповедь десятины) во последний день праздника Песах в четвертый и седьмой год Шмиты (семилетнего цикла) возле Западной стены — остатка Храма. Тот же, кто не может сделать это у Западной стены, должен постараться по крайней мере выполнить заповедь внутри Старого Иерусалима, который свят больше, чем вся другая Земля Израиля. И да будет воля Всевышнего, чтобы Храм был отстроен вскорости, в наши дни, амен.
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.