Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Иудея теряет независимость.

Снова Эдом

Шломит Александра умерла в 3693 году (67 год до н.э.). Перед смертью она завещала престол своему старшему сыну Гиркану. Но Аристобул не захотел подчиниться своему слабовольному брату, и началась братоубийственная война. Решающая битва произошла около Йерихо. Аристобул победил; Гиркан сдался на милость победителя и согласился передать брату трон. За это Аристобул предоставил ему возможность занять пост первосвященника.

Казалось, в стране наступил мир. Цадуким, возвратившиеся к управлению страной, не посмели угнетать перушим, потому что годы правления царя Яная показали, насколько трудно преследовать тех, кто имеет поддержку в широких слоях народа.

Но Иудее не суждено было наслаждаться миром долго. На этот раз виновником нарушения покоя оказался Антипатр, один из потомков народа, который Йоханан Гиркан заставил перейти в иудейство. Эдомитянин Антипатр был близок с Гирканом еще в годы правления его матери — царицы Шломит Александры. Антипатр считал Гиркана будущим царем и надеялся с его помощью занять высокое положение. Мирное соглашение братьев лишало Антипатра этих надежд. Чтобы заставить Гиркана нарушить союз, заключенный с братом, тщеславный и неразборчивый в средствах Антипатр сообщил ему, что Аристобул, якобы, собирается его убить. Он убедил Гиркана бежать к арабскому царю Арету и просить его помощи в борьбе с Аристобулом. Мощный владыка Аравии, южной соседки еврейского государства, Арет вторгся в Иудею и атаковал войско Аристобула, укрепившееся в Иерусалиме. Вражеские солдаты осадили святой город.

Осада Иерусалима

Чувства людей, переживавших братоубийственную войну, выражены в молитве праведника Хони. Когда сподвижники Гиркана потребовали от него проклясть Аристобула, Хони обратился к Б-гу со следующими словами: «Владыка мира! Осаждающие город — часть Твоего народа, и осажденные в нем — служители Твои. Прошу Тебя, не делай того зла, о котором молят Тебя и те, и другие».

Во время осады Иерусалима произошло событие, потрясшее всю страну. Люди Аристобула договорились с людьми Гиркана, что каждый день с крепостной стены будет спускаться коробка с динарами, а люди Гиркана, взяв деньги, посадят в коробку двух баранов для принесения жертвы в Храме. Однажды люди Гиркана, чтобы надругаться над коэнами и храмовой службой, посадили в коробку вместо баранов свиней. Когда коробку начали поднимать по стене, свиньи царапали ее копытами. В наказание за это святотатство Иудея пережила сильное землетрясение.

Рим показывает когти

В то время римский полководец Помпей воевал с царем Армении Тиграном. Свиньи, царапающие иерусалимскую стену, послужили явным указанием на то, что братоубийственная война открывает путь к подчинению Иудеи. Помпей послал своего военачальника Скаврия в Сирию. И тут враждующие стороны — братья из рода Хашмонеев — совершили роковую ошибку, попросив у римлян помощи для разрешения их спора. Этот шаг, в конце концов, привел к потере еврейским государством своей независимости. Аристобул подкупил Скаврия, и римлянин приказал арабскому царю Арету снять осаду Иерусалима. Арет и Гиркан покорились этому приказу и бежали из Иерусалима. Аристобул преследовал их и убил около шести тысяч человек.

Победив тем временем Тиграна, Помпей возвратился в Дамаск. Оба брата направили к нему послов с дорогими дарами. Прибыла в Дамаск и народная делегация, просившая римлян лишить трона обоих братьев и учредить в Иудее народное правительство. Помпей пригласил в Дамаск Гиркана и Аристобула. Будучи занят военными проблемами, он приказал братьям подождать. Аристобула такая задержка рассердила, он вернулся в Иерусалим и окопался в городе. Но когда Помпей с войском подошел к Иерусалиму, Аристобул явился в лагерь римлян, где и был арестован. Помпей направил в Иерусалим своего военачальника Габиния. Сторонники Аристобула отказались сдаться, однако сподвижники Гиркана открыли городские ворота, надеясь найти в римлянах поддержку. Три месяца сторонники Аристобула мужественно сопротивлялись, пока римляне осадными машинами не пробили брешь в Храмовой стене и не ворвались на территорию Храма. Разъяренные римляне убили всех евреев, которых им удалось схватить. Многие из защитников Храма предпочли сброситься со стен города или крыш домов, чтобы не попасть в руки врага.

Коаним продолжают службу

Римляне, ворвавшиеся в Храм, увидели там коаним, которые, невзирая на войну и захват Иерусалима, спокойно вершили службу. Враги убили всех их рядом с храмовым жертвенником. Произошло это в 3697 году (63 год до н.э.). Когда римляне захватили Храм, Помпей вошел в Святая Святых. Вид этого места настолько потряс его, что он запретил солдатам находиться там и приказал отмыть от крови залы Храма.

Помпей сместил Аристобула и назначил Гиркана первосвященником и «народным правителем».

Независимость Иудеи, завоеванная в героических войнах первыми Хашмонеями, была утрачена по вине последних Хашмонеев. Города Заиорданья Помпей отторг от Иудеи и присоединил к Сирии.

Аристобул и его сын Антигон вместе с сотнями других пленных были уведены в Рим и во время победоносного шествия Помпея на глазах у всего народа шли перед его колесницей. Александр, старший сын Аристобула, также попал в плен, но сумел бежать.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»