Темы: Суббота, Яков Шуб, Варка
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый Рав, у меня 2 простых вопроса по законам шабата:
1. Как правильно приготовить чай из заранее приготовленной заварки и кипятка из шабатнего чайника? Налить сначала заварку, потом кипяток — нарушить заперт варить, налить сначала кипяток, потом заварку — нарушить запрет красить.
2. Можно ли в шабат готовить из полуфабрикатов, например, залить порошок пудинга холодным молоком или порошок картофельного пюре горячей водой.
Заранее спасибо
Большое спасибо за Ваш вопрос. Существуют два наиболее «пригодных» способа приготовления чая, которые дают возможность избежать нарушения законов Шаббата.
Способ № 1. Сначала, как Вы верно замечаете, необходимо полностью сварить чайные листья до субботы на огне, либо, по крайней мере, залить их струей кипятка из первого сосуда, при этом тщательно перемешивая (Мишна Брура 318:39).
Затем, прежде, чем заварка остыла, необходимо поставить ее туда, где ее температура будет поддерживаться в течение субботы, например, на электрическую плату, блэх (металлическое покрытие для газовой плиты), либо на субботний чайник. После этого горячую заварку можно наливать в чашку и добавлять туда горячую воду даже из первого сосуда. В данном случае нет проблемы с бишуль («варкой»), т.к. заварка была полностью сварена до субботы и остается горячей. Кроме того, когда воду добавляют в заварку, это также не являться цовэа («окрашиванием»), т.к. в данном случае вода просто разбавляет уже существующий цвет (Шаарей Цион 318:65).
Способ № 2. Так же, как и в первом случае, необходимо, полностью сварить чайные листья до субботы на огне, либо, по крайней мере, залить их струей кипятка из первого сосуда, при этом тщательно перемешивая. Затем, если нет возможности сохранять заварку горячей в течение субботы, то порядок приготовления чая должен быть следующим: сначала налить кипяток в чашку, а потом добавить туда заварку (Мишна Брура 318:39).
В данном случае, даже если заварка остыла, нет проблемы с бишуль, т.к. вода находится во втором сосуде, а у нас есть правило: нет варки во втором сосуде. Что касается цовэа, то изначально закон говорит, что с пищей такой проблемы нет, поскольку пища обычно не является предметом окрашивания (Шулхан Орух 320:19). По этой причине разрешено, например, добавлять приправы в еду, даже если при этом цвет еды меняется, т.к. делается это для вкуса. Точно так же будет разрешено добавлять заварку в воду, т.к. в данном случае нас интересует вкус чая (Шаарей Цион 318:64).
А рекомендация оставить заварку горячей, чтобы потом была возможность добавить в нее воду, а не наоборот (см. первый способ), является лишь «устрожением» — чтобы учесть те мнения, согласно которым запрет окрашивания относиться также и к еде (Шаарей Цион 318:65).
Что касается пудинга, то его нельзя готовить в Шаббат, т.к. данное действие является лиша («замешиванием»).
С картофельным пюре могут быть две ситуации: если замес происходит, когда добавляют воду, сам по себе, без участия человека, то такое пюре нельзя готовить в субботу, т.к. это является нарушением запрета «замешивания». Если же замес не происходит сам по себе, то, поскольку такое пюре является видом пищи, вкус которого ухудшается, если приготовить его до субботы, то его можно будет приготовить в субботу (при условии, что порошок прошел термическую обработку на фабрике), соблюдая следующие правила. Во-первых, необходимо изменить порядок действий, т.е. если обычно сначала кладут порошок, а потом заливают его водой, то в субботу необходимо сначала налить воду, а потом добавить в нее порошок. Во-вторых, размешивать также необходимо измененным способом, т.е. водить ложку вдоль и поперек, а не по кругу, как обычно, при этом после каждого движения желательно доставать ложку из смеси (Орхот Шаббат 6:47).
С уважением, Яков Шуб
Рав Яков Шуб
Можно ли кастрюлю с такой пищей ставить на плату и снимать с платы в субботу?
Рав Яков Шуб
Можно после праздничной молитвы приготовить обед?
Рав Яков Шуб
Будет ли кошерной плата, изготовленная на базе обычной электрической плитки?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Термическая обработка пищевого сырья для того, чтобы сделать его в достаточной мере съедобным подпадает под запрет варки в субботу.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Суббота»
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Яков Шуб
О каких методах защиты авторских прав сказано в еврейских источников
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его