Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как разогревать в субботу жидкую пищу?

Темы: Суббота, Яков Шуб, Варка

Отложить Отложено

Вопрос Раву Шубу: хотела уточнить следующее:1) Можно ли во время Субботы разогревать (на специальной горячей плате, которая была включена до наступления Субботы и стоит на таймере) блюда, которые содержат соус или вообще любую жидкость? Блюдо было приготовлено в пятницу, и новая жидкость туда не будет добавляться. Например, жаркое или куриный суп. 2) А также: можно ли ставить эти блюда на плату и снимать их с платы в Субботу? 3) До Шабата жидкое блюдо полностью сварено на обычной плите. Можно ли теплое блюдо ставить на субботнюю плату до Шабата и снимать с платы и ставить в холодильник после наступления Шабата? (Все происходит в пятницу вечером). 4) В Субботу я хочу разогреть это блюдо — можно ли жидкое блюдо достать из холодильника, поставить на плату, разогреть, а потом поставить обратно в холодильник? Спасибо заранее, Линда

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая Линда,

Большое спасибо за Ваш вопрос. В отношение «варки после варки» существует различие между сухой и жидкой пищей. Если сухая пища была полностью сварена, то даже если она остыла окончательно, разрешено разогреть её повторно (разрешённым в субботу способом), поскольку мы считаем, что первая варка еще сохраняет свою силу (Шулхан Арух 318:4). Тем не менее, хотя «нет варки после варки», есть «печение и жарение после варки».

Что касается жидкой пищи, существует «варка после варки» (Шулхан Арух 318:4). Различие между сухой и жидкой пищей в этом отношении заключается в следующем. Когда речь идёт о жидкой пище, одной из основных целей варки является разогревание, и, когда еда остывает, результаты первой варки полностью «аннулируются». Поэтому её повторное разогревание это совершение запрещенной в субботу работы — варки.

Мнение Рамо (318:4), которому следуют ашкеназские евреи: если жидкая пища ещё не остыла полностью и частично сохраняет тепло после первой варки, так, что её еще можно употреблять в качестве «горячего блюда», то «нет варки после варки» (При Мегадим, 318:39; а-Граз 318:9; респонс Игрот Моше, ч. 4, 74:2). Однако если её уже невозможно подать как «горячее блюдо», то разогревать её снова нельзя, т.к. это уже было бы варкой.

Поэтому остывшее блюдо, содержащее жидкость, нельзя будет разогревать на огне или электрической плате в субботу, даже если оно было полностью сварено до субботы. Если это покажется Вам удобным с практической точки зрения, такое блюдо разрешено разогревать в субботу, поместив в ёмкость («второй сосуд» — кли шени) с горячей водой из электрического субботнего чайника (мейхам) или из кастрюли, которая стояла на огне (Шулхан Арух 318:13).

Но если такое блюдо поставили на электрическую плату до субботы, то в субботу его можно оттуда снимать и снова ставить при соблюдении следующих условий:

  • 1. Блюдо полностью сварено.
  • 2. Оно не успело полностью остыть.
  • 3. Когда его снимали, намеревались снова поставить на плату.
  • 4. Кастрюля с ним всё время находилась в руках (её можно держать одной рукой, накладывая пищу).
  • Кроме того, блюдо, содержащее жидкость, которое было полностью сварено и остыло, можно поставить на плату до субботы, даже если в данный момент плата не работает, а включится только в субботу в необходимое время с помощью субботнего таймера. После того как пища нагреется, её можно будет снимать и снова ставить на плату при соблюдении упомянутых условий (Шмират Шабат кэ-Илхата 1:26).

    С уважением, Яков Шуб

    Материалы по теме


    События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

    Недельная глава Ваешев

    Рав Ицхак Зильбер,
    из цикла «Беседы о Торе»

    Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

    Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

    Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
    из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

    Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

    «Ваешев». Почему это происходит?

    Рав Бенцион Зильбер

    Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

    Врата востока. Недельная глава Ваешев

    Исраэль Спектор,
    из цикла «Врата востока»

    Человек не может знать планов Божественного управления!

    Недельная глава Ваешев

    Нахум Пурер,
    из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

    Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

    Три вида снов

    Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
    из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

    Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

    Йосеф и богатство Потифара

    Борух Шлепаков

    Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

    Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

    «Оцарот»

    Когда позорят и унижают человека — словно убивают его