Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Предлагаем пересказ отрывка из Талмуда (трактат Гитин) — на тему, почему был разрушен Святой город

Жил в Иерусалиме один человек, у которого был друг по имени Камца. И был у него враг по имени Бар-Камца. Как-то этот человек устроил большой пир и послал своего слугу пригласить на пир Камцу. Слуга пошел и по ошибке пригласил Бар-Камцу. Вошел хозяин в зал и вдруг увидел, что среди приглашенных находится его враг. Воскликнул он в гневе: «Мой враг за моим столом?! Немедленно встань и уходи отсюда». «Я пришел по ошибке, — отвечал ему Бар-Камца. — Но если уж я пришел, дай мне остаться, я заплачу тебе за все, что съем и выпью. Не позорь меня!». — «Нет!» — ответил хозяин. — «Я заплачу тебе стоимость половины всего пира», — попросил Бар-Камца. Но хозяин был непреклонен. «Тогда я беру расходы за весь пир», — продолжал умолять Бар-Камца. ­«Нет и нет!» — сказал хозяин, схватил несчастного гостя за руку, выставил из-за стола, а затем и вовсе вытолкал вон… Шел Бар-Камца по улицам Иерусалима и думал: «Свидетелями моего позора были наши городские мудрецы. Они тоже находились в том зале, но никто не помешал хозяину поступить со мной так жестоко. Значит, они были с ним заодно. Значит, такова их мораль, их нравы. Обращусь-ка я к римскому кесарю и заявлю, что евреи взбунтовались»… Пришел к кесарю и сказал, что евреи взбунтовались против римской власти. «Где твои доказательства?» — спросил кесарь. «Пошли им животное, чтобы они принесли его в жертву в своем Храме от имени царя, и тогда увидишь, принесут ли они ее. Если не принесут, то это бунт!», — такой совет дал Бар-Камца, который прекрасно знал законы своего народа. Распорядился кесарь послать евреям самого лучшего теленка из стада, что находилось при римском войске. Подарок взялся сопровождать Бар-Камца, но по дороге он незаметно нанес маленькое увечье теленку, поранив его губу (некоторые утверждают — веко), — такое маленькое, что, с точки зрения неевреев, оно не может считаться увечьем, — царапинка, не больше. Но по законам Торы то было самое настоящее увечье (при котором животное нельзя приносить в жертву). В Храме теленка осмотрели мудрецы и, хотя царапину обнаружили, все же решили принести его в жертву ради мира с властью. Но тут вмешался раби Зехария бен Авкилас: «Пойдут разговоры о том, будто увечных животных разрешено приносить на жертвенник». Тогда решили мудрецы приговорить Бар-Камцу к смертной казни, чтобы он не пошел с новым доносом о том, что евреи отвергли жертву кесаря. Но тут вновь вмешался раби Зехария: «Теперь пойдут разговоры, что казнят тех, кто увечит жертвенных животных». Сказал раби Йоханан:

«Праведность раби Зехарии бен Авкилас разрушила наш Дом, сожгла наш Храм и изгнала нас из Страны».

В чем продолжение истории? Послал на евреев кесарь военачальника Веспасиана, и тот три года осаждал Иерусалим. В это время в Иерусалиме жили три богача: Накдимон бен Гурион, Бен-Калба Савуа и Бен-Цицит Акэсэт. На их складах хранились большие запасы всего необходимого; причем этих запасов хватило бы для всех жителей Иерусалима на двадцать один год. Но среди иерусалимцев в те времена было слишком много крайних элементов, которые только и ждали, как бы содействовать приближению войны. Когда израильские мудрецы предложили горожанам выйти и договориться о мире с римлянами, подстрекатели начали мутить народ, заявляя, что война предпочтительней. И в конце концов подожгли запасы продовольствия в ожидании, что угроза голода заставит горожан взяться за оружие. Одним из предводителей самой воинственной партии Иерусалима был Аба Сикра, племянник великого учителя — раби Йоханана бен Закай. Через гонца раби Йоханан вызвал племянника на тайную встречу и, как только они встретились, воскликнул: «До каких пор вы собираетесь морить Иерусалим голодом и мешать заключению мира?» — «Что я могу сделать? — ответил ему племянник. — Если я скажу слово против своих товарищей, меня немедленно убьют». Тогда раби Йоханан спросил у Абы Сикры, каким образом можно выбраться из осажденного Иерусалима. «Притворись больным, — предложил племянник, — не показывайся несколько дней, потом пусть объявят тебя умершим. Носилки с твоим телом пусть несут только твои ученики, причем не надо давать приближаться никому из посторонних. И так тебя вынесут из города, якобы, в направлении к кладбищу». Так и сделали. Когда похоронная процессия подошла к воротам Иерусалима, стража хотела проткнуть тело раби копьем, чтобы удостовериться, действительно ли тот мертв. Но присутствующий при выносе гроба Аба Сикра сказал (а он пользовался у них авторитетом): «Пойдут разговоры, что учителя закололи.» — Ворота открылись и процессия вышла.

Раби Йоханан бен Закай предстал перед Веспасианом (предводителем римского войска) и произнес: «Приветствую тебя, кесарь!» И надо так случиться, что в это же время прибыли гонцы с известием об избрании Веспасиана римским императором. Растроганный Веспасиан предложил еврейскому мудрецу выбрать себе награду, и раби Йоханан попросил,

чтобы ему отдали маленький городок Явне, в котором в ту пору проживало

много ученых, — чтобы их не убили, а городок не разрушили… Дав ему обещание выполнить его просьбу, император Веспасиан отправился в Рим, а продолжать осаду Иерусалима поручил злодею Титу, который впоследствии захватил и уничтожил Иерусалим.

См. также: Тематический обзор по теме 9 ава


Хотя Лея и была не самой любимой — свою вторую жену, Рахель, Яаков любил сильнее — именно от Леи ведут свой род половина израильских колен, в том числе, колено Йеуды. И именно Лея похоронена рядом Яковом в Хевроне. Читать дальше