Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Предлагаем пересказ отрывка из Талмуда (трактат Гитин) — на тему, почему был разрушен Святой город

Жил в Иерусалиме один человек, у которого был друг по имени Камца. И был у него враг по имени Бар-Камца. Как-то этот человек устроил большой пир и послал своего слугу пригласить на пир Камцу. Слуга пошел и по ошибке пригласил Бар-Камцу. Вошел хозяин в зал и вдруг увидел, что среди приглашенных находится его враг. Воскликнул он в гневе: «Мой враг за моим столом?! Немедленно встань и уходи отсюда». «Я пришел по ошибке, — отвечал ему Бар-Камца. — Но если уж я пришел, дай мне остаться, я заплачу тебе за все, что съем и выпью. Не позорь меня!». — «Нет!» — ответил хозяин. — «Я заплачу тебе стоимость половины всего пира», — попросил Бар-Камца. Но хозяин был непреклонен. «Тогда я беру расходы за весь пир», — продолжал умолять Бар-Камца. ­«Нет и нет!» — сказал хозяин, схватил несчастного гостя за руку, выставил из-за стола, а затем и вовсе вытолкал вон… Шел Бар-Камца по улицам Иерусалима и думал: «Свидетелями моего позора были наши городские мудрецы. Они тоже находились в том зале, но никто не помешал хозяину поступить со мной так жестоко. Значит, они были с ним заодно. Значит, такова их мораль, их нравы. Обращусь-ка я к римскому кесарю и заявлю, что евреи взбунтовались»… Пришел к кесарю и сказал, что евреи взбунтовались против римской власти. «Где твои доказательства?» — спросил кесарь. «Пошли им животное, чтобы они принесли его в жертву в своем Храме от имени царя, и тогда увидишь, принесут ли они ее. Если не принесут, то это бунт!», — такой совет дал Бар-Камца, который прекрасно знал законы своего народа. Распорядился кесарь послать евреям самого лучшего теленка из стада, что находилось при римском войске. Подарок взялся сопровождать Бар-Камца, но по дороге он незаметно нанес маленькое увечье теленку, поранив его губу (некоторые утверждают — веко), — такое маленькое, что, с точки зрения неевреев, оно не может считаться увечьем, — царапинка, не больше. Но по законам Торы то было самое настоящее увечье (при котором животное нельзя приносить в жертву). В Храме теленка осмотрели мудрецы и, хотя царапину обнаружили, все же решили принести его в жертву ради мира с властью. Но тут вмешался раби Зехария бен Авкилас: «Пойдут разговоры о том, будто увечных животных разрешено приносить на жертвенник». Тогда решили мудрецы приговорить Бар-Камцу к смертной казни, чтобы он не пошел с новым доносом о том, что евреи отвергли жертву кесаря. Но тут вновь вмешался раби Зехария: «Теперь пойдут разговоры, что казнят тех, кто увечит жертвенных животных». Сказал раби Йоханан:

«Праведность раби Зехарии бен Авкилас разрушила наш Дом, сожгла наш Храм и изгнала нас из Страны».

В чем продолжение истории? Послал на евреев кесарь военачальника Веспасиана, и тот три года осаждал Иерусалим. В это время в Иерусалиме жили три богача: Накдимон бен Гурион, Бен-Калба Савуа и Бен-Цицит Акэсэт. На их складах хранились большие запасы всего необходимого; причем этих запасов хватило бы для всех жителей Иерусалима на двадцать один год. Но среди иерусалимцев в те времена было слишком много крайних элементов, которые только и ждали, как бы содействовать приближению войны. Когда израильские мудрецы предложили горожанам выйти и договориться о мире с римлянами, подстрекатели начали мутить народ, заявляя, что война предпочтительней. И в конце концов подожгли запасы продовольствия в ожидании, что угроза голода заставит горожан взяться за оружие. Одним из предводителей самой воинственной партии Иерусалима был Аба Сикра, племянник великого учителя — раби Йоханана бен Закай. Через гонца раби Йоханан вызвал племянника на тайную встречу и, как только они встретились, воскликнул: «До каких пор вы собираетесь морить Иерусалим голодом и мешать заключению мира?» — «Что я могу сделать? — ответил ему племянник. — Если я скажу слово против своих товарищей, меня немедленно убьют». Тогда раби Йоханан спросил у Абы Сикры, каким образом можно выбраться из осажденного Иерусалима. «Притворись больным, — предложил племянник, — не показывайся несколько дней, потом пусть объявят тебя умершим. Носилки с твоим телом пусть несут только твои ученики, причем не надо давать приближаться никому из посторонних. И так тебя вынесут из города, якобы, в направлении к кладбищу». Так и сделали. Когда похоронная процессия подошла к воротам Иерусалима, стража хотела проткнуть тело раби копьем, чтобы удостовериться, действительно ли тот мертв. Но присутствующий при выносе гроба Аба Сикра сказал (а он пользовался у них авторитетом): «Пойдут разговоры, что учителя закололи.» — Ворота открылись и процессия вышла.

Раби Йоханан бен Закай предстал перед Веспасианом (предводителем римского войска) и произнес: «Приветствую тебя, кесарь!» И надо так случиться, что в это же время прибыли гонцы с известием об избрании Веспасиана римским императором. Растроганный Веспасиан предложил еврейскому мудрецу выбрать себе награду, и раби Йоханан попросил,

чтобы ему отдали маленький городок Явне, в котором в ту пору проживало

много ученых, — чтобы их не убили, а городок не разрушили… Дав ему обещание выполнить его просьбу, император Веспасиан отправился в Рим, а продолжать осаду Иерусалима поручил злодею Титу, который впоследствии захватил и уничтожил Иерусалим.

См. также: Тематический обзор по теме 9 ава


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»