Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Весной 3828 (68) года Тит подтянул свои войска к Иерусалиму.

Война снаружи и внутри

Весной 3828 (68) года Тит подтянул свои войска к Иерусалиму. Его военным советником в этой войне был римский наместник в Египте еврей-отступник Тиберий Александр, который до этого исполнял обязанности римского наместника в Иудее и поэтому прекрасно знал страну. Тит спешил захватить Иерусалим. Римские солдаты начали сооружать на Масличной горе военный лагерь, но защитники Иерусалима напали на них и убили многих солдат. Тогда римляне отложили осаду Иерусалима до тех пор, пока в этот район не будут доставлены осадные орудия.

Внутри осажденного города продолжалась гражданская война между представителями различных партий. Элазар бен Шимон, забаррикадировавшийся на территории Храма, разрешил народу накануне праздника Песах войти в Храм, чтобы принести жертву Всевышнему. Но Йоханан из Гуш Халава приказал своим сторонникам спрятать под одеждой мечи. В Храме началось сражение; Йоханан и его люди победили. Теперь в Иерусалиме остались два враждующих лагеря: приверженцы Йоханана в Храме и на Храмовой Горе и соратники Шимона бар Гиоры в Верхнем городе.

Каменный дождь

В 3830 (70) году Тит приступил к осаде Иерусалима. Перед лицом врага защитники города наконец объединились — Йоханан и Шимон заключили перемирие, чтобы вместе защищать город. Несколько раз отряды евреев выходили за стены Иерусалима и сжигали осадные орудия римлян, но, несмотря на их отвагу, римляне, благодаря выдержке и суровой дисциплине, продвигались к намеченной цели. Они соорудили огромные вышки на большом расстоянии от городских стен и, поставив там метательные орудия, обрушивали град камней на защитников Иерусалима, выходивших за пределы города. Таким образом римляне сумели подтянуть осадные орудия к стене. День и ночь эти орудия долбили городскую стену, пока через пятнадцать дней не пробили в ней брешь в районе Нового города. Еще через пять дней стена была пробита в другой части. В течение четырех дней отважные защитники Иерусалима закрывали проходы своими телами, пока не были вынуждены покинуть Новый город. В их руках остались лишь хорошо укрепленные крепости, расположенные на Храмовой Горе, и крепость Антония, защищаемая бойцами Йоханана. Верхний город обороняли воины Шимона бар Гиоры.

Миротворец Йосеф

Тит предполагал, что после поражения в Новом городе евреи начнут переговоры о мире. Не дождавшись представителей евреев, он приказал Йосефу бен Матитьяу обратиться к своим соплеменникам с призывом сдаться на милость победителя. Но евреи отказались слушать предателя. Тогда Тит разрушил дома Нового города, чтобы подтянуть осадные орудия к стенам крепости Антония и Верхнего города. Римляне построили высокую площадку, чтобы поднять на нее орудия, но неожиданно потеряли все свои сооружения вдоль стен Антониевой башни. Йоханан прорыл под крепостью подземный ход с выходом к этой площадке, выкопал под землей пещеру, заполнил ее дровами и смолой, и, когда римляне планировали начать осаду города, евреи подожгли дрова и смолу. Огромный столб огня вырвался из-под земли и поглотил все сооружения врага. А еще через два дня Шимон сжег римские постройки, сооруженные напротив Верхнего города.

Поняв, что силой ему не удастся захватить город, Тит решил уморить жителей голодом. Он разрушил все поселения вокруг Иерусалима и на большом расстоянии от города выстроил стену, не позволявшую никому проникнуть в город. Приток продуктов в Иерусалим прекратился. Прошло немного времени, и в городе почувствовали последствия этого коварного замысла — начался голод, усиливающийся с каждым днем.

Жертвы голодной смерти

Сбылись все предсказания, записанные в книге Дварим (гл. 28). Крыши иерусалимских домов заполнились трупами. Женщины и дети умирали от голода, тела стариков валялись в городских дворах. Молодежь в отчаянии бродила по городу и, падая от слабости, умирала на улицах. Иерусалимцы жевали солому и кожу своих сандалий. Но оставшиеся в живых защищали город из последних сил. Они тщетно пытались сжечь новые военные сооружения, которые римляне построили напротив крепости Антония. Осадные орудия пробили брешь в том месте, под которым Йоханан вырыл подземный ход, и стена упала. С победными криками римляне ворвались в город, однако наткнулись на другую стену, которую успели выстроить защитники города. Опытные римские солдаты сумели подняться и на вторую стену и после кровопролитных боев захватили крепость Антония. Отсюда они двинулись к Храмовой Горе, но евреи так упорно сражались, защищая свою святыню, что римлянам пришлось временно отступить.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»