Из цикла «История еврейского народа», темы: Война, Иерусалим, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Рим
Весной 3828 (68) года Тит подтянул свои войска к Иерусалиму. Его военным советником в этой войне был римский наместник в Египте еврей-отступник Тиберий Александр, который до этого исполнял обязанности римского наместника в Иудее и поэтому прекрасно знал страну. Тит спешил захватить Иерусалим. Римские солдаты начали сооружать на Масличной горе военный лагерь, но защитники Иерусалима напали на них и убили многих солдат. Тогда римляне отложили осаду Иерусалима до тех пор, пока в этот район не будут доставлены осадные орудия.
Внутри осажденного города продолжалась гражданская война между представителями различных партий. Элазар бен Шимон, забаррикадировавшийся на территории Храма, разрешил народу накануне праздника Песах войти в Храм, чтобы принести жертву Всевышнему. Но Йоханан из Гуш Халава приказал своим сторонникам спрятать под одеждой мечи. В Храме началось сражение; Йоханан и его люди победили. Теперь в Иерусалиме остались два враждующих лагеря: приверженцы Йоханана в Храме и на Храмовой Горе и соратники Шимона бар Гиоры в Верхнем городе.
В 3830 (70) году Тит приступил к осаде Иерусалима. Перед лицом врага защитники города наконец объединились — Йоханан и Шимон заключили перемирие, чтобы вместе защищать город. Несколько раз отряды евреев выходили за стены Иерусалима и сжигали осадные орудия римлян, но, несмотря на их отвагу, римляне, благодаря выдержке и суровой дисциплине, продвигались к намеченной цели. Они соорудили огромные вышки на большом расстоянии от городских стен и, поставив там метательные орудия, обрушивали град камней на защитников Иерусалима, выходивших за пределы города. Таким образом римляне сумели подтянуть осадные орудия к стене. День и ночь эти орудия долбили городскую стену, пока через пятнадцать дней не пробили в ней брешь в районе Нового города. Еще через пять дней стена была пробита в другой части. В течение четырех дней отважные защитники Иерусалима закрывали проходы своими телами, пока не были вынуждены покинуть Новый город. В их руках остались лишь хорошо укрепленные крепости, расположенные на Храмовой Горе, и крепость Антония, защищаемая бойцами Йоханана. Верхний город обороняли воины Шимона бар Гиоры.
Тит предполагал, что после поражения в Новом городе евреи начнут переговоры о мире. Не дождавшись представителей евреев, он приказал Йосефу бен Матитьяу обратиться к своим соплеменникам с призывом сдаться на милость победителя. Но евреи отказались слушать предателя. Тогда Тит разрушил дома Нового города, чтобы подтянуть осадные орудия к стенам крепости Антония и Верхнего города. Римляне построили высокую площадку, чтобы поднять на нее орудия, но неожиданно потеряли все свои сооружения вдоль стен Антониевой башни. Йоханан прорыл под крепостью подземный ход с выходом к этой площадке, выкопал под землей пещеру, заполнил ее дровами и смолой, и, когда римляне планировали начать осаду города, евреи подожгли дрова и смолу. Огромный столб огня вырвался из-под земли и поглотил все сооружения врага. А еще через два дня Шимон сжег римские постройки, сооруженные напротив Верхнего города.
Поняв, что силой ему не удастся захватить город, Тит решил уморить жителей голодом. Он разрушил все поселения вокруг Иерусалима и на большом расстоянии от города выстроил стену, не позволявшую никому проникнуть в город. Приток продуктов в Иерусалим прекратился. Прошло немного времени, и в городе почувствовали последствия этого коварного замысла — начался голод, усиливающийся с каждым днем.
Сбылись все предсказания, записанные в книге Дварим (гл. 28). Крыши иерусалимских домов заполнились трупами. Женщины и дети умирали от голода, тела стариков валялись в городских дворах. Молодежь в отчаянии бродила по городу и, падая от слабости, умирала на улицах. Иерусалимцы жевали солому и кожу своих сандалий. Но оставшиеся в живых защищали город из последних сил. Они тщетно пытались сжечь новые военные сооружения, которые римляне построили напротив крепости Антония. Осадные орудия пробили брешь в том месте, под которым Йоханан вырыл подземный ход, и стена упала. С победными криками римляне ворвались в город, однако наткнулись на другую стену, которую успели выстроить защитники города. Опытные римские солдаты сумели подняться и на вторую стену и после кровопролитных боев захватили крепость Антония. Отсюда они двинулись к Храмовой Горе, но евреи так упорно сражались, защищая свою святыню, что римлянам пришлось временно отступить.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.