Темы: Египет, Гематрия, Хронология, Овадья Климовский, Египетское рабство, Исход из Египта
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВ Торе в двух местах говорится, что евреи были в египетском рабстве 400 лет. Б-г сказал Аврагаму, что евреи будут в рабстве 400 лет, и после исхода из Египта тоже написано, что было 400 лет рабства. Нам в общине говорят, что евреи были в рабстве 210-230 лет, а 400 — это годы от Аврагама до исхода из Египта. Какие годы правильные? Владимир
Шалом, уважаемый Владимир!
Спасибо, это очень верный вопрос, более того, в Торе упоминается еще одно число — 430 лет. Как это ни удивительно, «правильные» годы — и те, и другие, и третьи.
Вкратце эти «расхождения» объясняются так:400 лет прошло с рождения Ицхака, первого человека, признанного настоящим «потомством Авраама», до Исхода из Египта. Ицхак жил хоть и в Святой земле, но как гость. А 430 лет отсчитываются от того момента, когда Всевышний предсказал Аврааму, что его потомкам предстоит изгнание.
210 же лет — это время, фактически проведенное евреями в Египте — с момента ухода Яакова с семьей к Йосефу до Исхода.
Напоследок заметим интересную вещь: Яаков, отправляя сыновей в Египет за зерном и предваряя тем самым переселение всей семьи, говорит — רדו (рду), «спуститесь». Числовое значение слова רדו — 210. Яаков намекнул, возможно, сам того не подозревая, каков будет срок пребывания его потомков в Египте. Также во многих источниках, включая Агаду на Песах, упоминается слово קץ (кец), означающее «конец» (изгнания). Это же слово появляется и в стихе 41 12-ой главы, где говорится об окончании галута[1]. Интересно, что числовое значение слова קץ — 190. Евреи покинули Египет именно на столько лет раньше предсказанного срока (400 лет).
Более подробно и аргументировано см. на сайте статью «Годы египетского рабства».
С уважением, Овадья Климовский
[1] Цитируется с сайта Толдот:
И было, по прошествии четырехсот тридцати лет, и было, в тот самый день вышли все воинства Господа из земли Мицраима. И было, по прошествии четырехсот тридцати лет, и было, в тот самый день. Указывает (на то), что поскольку пришел конец — קץ (т. е. наступила пора избавления), Вездесущий не задержал их ни на миг, — пятнадцатого нисана ангелы-служители пришли к Аврааму, чтобы известить его (о рождении Ицхака), и пятнадцатого нисана родился Ицхак, и пятнадцатого нисана было предопределено (при заключении завета) между частями рассеченных животных (что потомки Авраама будут порабощены, а затем избавлены). (Раши)
Читайте: обзор по теме Кто такие евреи и что значит быть евреем
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Рав Яков Шуб
Ведь многие народы так и не смогли…
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
«Этот месяц вам — начало месяцев», — сказано в Торе. Это значит, что все остальные месяцы должны отсчитываться от Нисана. Месяц освобождения. Освобождение — это исход из мрака к свету. Тот, кто не отведал порабощения, не способен полностью воспринять освобождение. Суть свободы органически связана с понятием рабства. Если бы евреи не были порабощены, они никогда не удостоились бы вечной свободы; порабощение естественно привело к освобождению.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Зеев Гершензон
Почему она так значима и между каких стен родилась?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Гади Поллак
Рав Овадья Климовский
Вопрос раввину о точных сроках египетского рабства
«Оцарот»
Если толпа народа спешит к пропасти, что мы делаем? Позволяем их потоку унести себя туда же или прикладываем все усилия, чтобы пробиться в обратную сторону?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.