Темы: Запреты, Земля Израиля, Египет, Яков Шуб, Путешествия
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныМой друг живёт в Москве. Вопрос, может ли он поехать на экскурсию в Египет (не нарушит ли закон «не спускайтесь в Египет», актуален ли он сегодня)? Вопрос не теоретический.
Большое спасибо за Ваш вопрос. Запрещено возвращаться в Египет на «постоянное место жительства». Нет запрета посещать Египет в деловых целях или по какой-либо другой причине — если человек не собирается оставаться там навсегда.
Запрет возвращаться в Египет упоминается в Торе три раза: «…Ибо Египет, который вы видите ныне, более не увидите вовеки» (Шмот 14:13). «Г-сподь же сказал Вам: Не возвращайтесь более этим путем» (Дварим 17:16). «И возвратит тебя Г-сподь в Египет на кораблях тем путем, о котором я сказал тебе: ты более его не увидишь» (одно из проклятий, Дварим 28:68).
Причина данного запрета следующая. Эрец-Исроэль — избранная и благословенная из всех земель, и Тора заповедует евреям проживать в ней. В противоположность этому, Египет является наиболее отверженной землей, и Тора запрещает евреям жить там.
О строгости данного запрета говорится также в Геморе (Сукка 51 б): «Рабби Йеуда говорит: кто не видел Дьюплустон (место для собраний и молитв еврейской общины) в Александрии, не знает, что такое величие евреев». Далее Гемора говорит, что там собиралось до миллиона двухсот тысяч евреев одновременно, и описывает другие достопримечательности этого места. Продолжает Гемора: «И всех уничтожил Александр Македонский (некоторые исправляют на “Трахинус”). За что они были наказаны? За то, что нарушили запрет “не возвращайтесь более этим путем”. А они вернулись и стали жить в Египте».
Однако на протяжении многолетней истории еврейского народа мы видим, что в силу различных социально-экономических и политических причин практически постоянно на территории Египта находилась еврейская община. Там проживали виднейшие еврейские мудрецы, такие как Рамбам и Радваз.
Существуют различные объяснения, почему существование еврейских общин в Египте не противоречит запрету возвращаться в Египет.
Рабейну Бехайя (Шофтим 17:16) пишет, что этот запрет относится только к поколению, которое вышло из Египта, и не актуален для последующих поколений.
Некоторые определяют запрет возвращаться в Египет как гзейра ше-эйн а-цибур йехолим лаамод ба (постановление, которое общество не в состоянии выполнить).
Авторы Йерэим и Агоос Маймонийос говорят, что запрещено только возвращаться из Эрец-Исроэль в Египет, т.е. нельзя возвращаться той дорогой, которой оттуда вышли, и нет запрета переезжать в Египет из других стран.
Ритво говорит, что запрет актуален только в то время, когда существует сильное еврейское поселение в Эрец-Исроэль. Когда же евреи разбросаны по всему миру, то нет запрета селиться и в Египте. Очевидно, что, по мнению Ритво, данный запрет имеет силу и в наше время (Циц Элиэзер 14:87).
Существует мнение, что Каир не входит в область, запрещённую для проживания, т.к. не относится к территории, на которой находился тогдашний Египет. Запрет относится, в основном, к территории вокруг города Александрия (Циц Элиэзер 14:87).
По мнению Рамбама (Малахим 5:7, 8) запрещено возвращаться в Египет на постоянное место жительства, но нет запрета посещать Египет в деловых целях или по какой-либо другой причине, пока человек не собирается остаться там навсегда. Именно так Радваз объясняет пребывание в Египте самого Рамбама, который, как известно, попал туда, спасаясь от гонений, а впоследствии стал врачом у местного правителя. И все это время у него не было возможности покинуть Египет. Однако Рамбам не собирался оставаться там навсегда.
С тем, что запрещено только возвращаться в Египет на постоянное житьё, согласны также и многие современные галахические авторитеты (Циц Элиэзер 14:87, Рав Овадья Йосеф, Йехавэ Даат 3:81).
С уважением, Яков Шуб
Читайте: Рабби Моше бен-Маймон
Рав Давид-Йеуда Вертлиб
Rabbi, ist das koscher?
Рав Реувен Пятигорский
Любят ли путешествовать евреи Торы?
Толдот Йешурун
Новости
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Бенцион Зильбер
Обязан ли я отдать свою порцию еврею, который заказал некашерное блюдо?
Рав Яков Шуб
Кто считается «гостем»?
Арье Парнис
Михаил Френкель
Чтобы обойти их все, понадобится почти целый день, но зато по окончании тура можно получить уникальную информацию об истории и культуре евреев, населявших Амстердам в различные эпохи
Рав Мендель Агранович
Михаил Френкель
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Дерех эрец»
Группа попутчиков
Михаил Френкель
Синагога Talmud Egulet и другие достопримечательности