Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему вторая египетская казнь была именно лягушки, а не какое-нибудь другое существо?

Темы: Египет, Казни Египетские, Рав Овадья Климовский, Исход

Отложить Отложено

Уважаемый раввин, почему вторая египетская казнь была именно лягушки, а не какое-нибудь другое существо? Заранее спасибо. Виктор

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Виктор!

По обыкновению, прежде чем отвечать на вопрос такого типа, оговоримся, что до конца понять расчеты Б-га нам не дано. После этого можно, в меру нашего скромного понимания, посмотреть, что об этом пишут мудрецы.

Египетские казни, как сообщается и в самой Агаде, можно условно разделить на три группы — 3 первых, 3 «средних» и 4 последних. Рассматривая их «по группам», можно увидеть несколько закономерностей — например, постепенное приближение бедствия к самим египтянам. Каждая серия начиналась с явлений внешних и заканчивалась ударом непосредственно «по телу» египтян. Кроме того, мудрецы отмечают, что Всевышний вел войну против Египта по всем правилам: сначала перекрывают доступ к источникам воды и пищи (осада), затем, перед атакой, нагоняют на противника страх. Нас интересует именно этот пункт — необходимость привести египтян в ужас. При этом еще не следовало их целенаправленно уничтожать. С другой стороны, говорит Мидраш, каждая казнь была проявлением одного из основных принципов, на которых Всевышний строит свои отношения с людьми, — «мера за меру». Египтяне заставляли евреев приносить им ящериц и других скользких пресмыкающихся — просто, чтобы помучить. За это они должны были теперь сами «общаться» с одним из подобных видов.

Сборники мидрашей приводят еще несколько причин: например, египтяне не оставляли евреям времени на личную гигиену — и те вынуждены были после работы есть, даже не смыв с рук глину. За это египтянам предстояло неделю есть хлеб с запеченными в нем не очень съедобными (очевидно, с французской кухней египтяне были незнакомы) земноводными. Еще приводится, что еврейские женщины, опасаясь, что их новорожденных младенцев отнимут и бросят в Нил, вынуждены были сдерживать крики при родах. Известно, что крик снимает часть напряжения от боли, соответственно, роженицы мучились гораздо сильнее обычного. За это египтянам предстояло постоянно слушать непрекращающиеся крики лягушек.

Если помнить о намерении Всевышнего в очередной раз продемонстрировать египтянам несостоятельность их главного идола — реки Нил (теперь было показано, что он не только не способен дать им воду без разрешения на то Свыше, но и может явиться источником национального бедствия), становится понятно, что лягушки были единственными «кандидатами». И прикасаться к ним неприятно, и кричат (квакают) непрерывно и назойливо, и вышла первая лягушка — из Нила.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте:

Почему именно десять?

Папирус Ипувера

Материалы по теме


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

Со всеми надо говорить вежливо и дружески. Ваеце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.