Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Даруй мне сердце, которое умеет плакать от слез других!
Даруй мне сердце, в котором голос Твой не утих!
Арье ЮДАСИН
В чем причина упрямства фараона? Ведь его отказ освободить евреев привел к разрушению Египта десятью казнями. «Какое нам сегодня дело до того, каковы причины упрямства фараона, который жил более трех тысячелетий назад?» — удивится читатель.
Рассказывая о фараоне, Тора повествует нам не только о Древнем Египте, но и о нас самих, раскрывает природу нашего упрямства, за которое нам зачастую приходится расплачиваться. В каждом из нас есть и мудрый Моисей, и упрямый фараон, непримиримая битва между которыми разворачивается в наших сердцах. Изучая Тору, знакомясь с ее героями, мы знакомимся с самими собой, начинаем лучше понимать себя и мотивы своих поступков, наделяем нашего внутреннего Моисея силой сокрушить фараона.
«И сказал Всевышний Моисею: Иди к фараону, ибо Я отяжелил его сердце…» (Шмот 10:1). Если Всевышний отяжелил сердце фараона, то за что же наказывал его, ведь он упрямился и не отпускал евреев не по своему выбору?
Фараон сначала совершал преступления по своему выбору, Всевышний потом отяжелил его сердце, чтобы наказать его. Маймонид писал: «Если кто-то совершит великий грех или множество грехов, то в наказание за грехи, совершенные человеком по своей воле, Праведный Судья может лишить его способности к раскаянию… Поэтому написано в Торе: «И ожесточу Я сердце фараона» (Шмот, 4:21). За то, что он грешил прежде, делал зло Израилю, жившему в его стране… по приговору Всевышнего у него была отнята возможность раскаяться, чтобы наказать его за все грехи. Потому-то и ожесточил Всевышний сердце фараона» (Законы раскаяния, гл. 5).
Впрочем, не Всевышний отяжеляет сердце человека, а сам человек, совершая преступления, ожесточает свое сердце. Любопытно, что слово «кавед» — «отяжелить» или «тяжелый», означает еще и «печень». Мудрецы Талмуда видели в этом намек на то, что слова «отяжелил сердце фараона» означают, что его сердце превратилось в печень, иллюстрируя эту мысль следующей притчей.
Однажды царь зверей лев шел со свитой подданных по своему царству и встретил на дороге осла, который взимал налог со всех прохожих и потребовал, чтобы и лев заплатил налог.
– Я — царь, для которого ты собираешь все налоги! — возмутился лев.
И как лев ни уговаривал его, осел продолжал упрямиться. В конце концов лев убил осла и приказал лису приготовить из него ужин. Разделывая тушу, лис проголодался и съел его сердце. Когда лев собрался ужинать, то удивился:
– Где сердце осла?
– У этого осла не было сердца! — нашелся лис. — Если бы у осла было сердце, то он бы затрепетал перед тобой и прислушался к твоим словам!
В чем смысл этой притчи? Осел не послушался льва, потому что «у него не было сердца», так же и фараон не послушался Всевышнего, потому что «у него не было сердца»! Когда мы говорим, что у человека нет сердца, мы имеем в виду, что он потерял способность сострадать людям. В физическом смысле у фараона, конечно, было сердце, но в духовном оно ничем не отличалось от печени, являясь обычным органом, который выполняет свои физиологические функции, но не умеет делать главного — сострадать людям!
У фараона действительно не было сердца, ведь он изнурял евреев рабским трудом, приказывал убивать их детей. Своими преступлениями фараон ожесточил и отяжелил свое сердце, которое не чувствовало боли страдающих евреев, не слышало их мольбы о спасении. И это ставшее печенью сердце потеряло способность слышать слово Всевышнего. Всевышний правит миром по принципу «мера за меру» и относится к человеку так, как он относится к людям. Потому тот, кто не сострадает людям, не слышит мольбу о помощи, лишается возможности слышать и слово Всевышнего.
Несмотря на то, что Моисей вырос во дворце фараона, он не уподобился ему, ибо сказано в Торе: «И вырос Моисей, и вышел к братьям своим, и увидел их страдания» (Шмот, 2:11). «Моисей увидел страдания своих братьев не только глазами, но и сердцем, и сострадал им», — пишут мудрецы Талмуда (Шемот раба, 1).
Теги: Тора, Свобода выбора, сотрадание