…И ДАЛ ТЕБЕ МИЛОСЕРДИЕ (Дварим, 13:18)
Согласно Талмуду, этот стих показывает, что одно из главных качеств еврейского народа — доброта, милосердие (Йевамот). Основой его является сочувствие, сострадание — способность представить себя на месте другого, в его ситуации. Это смягчает сердце и делает человека чувствительным к боли других (Эли шур).
ОТДЕЛЯЙТЕ ДЕСЯТИНУ… (Дварим, 14:22)
Талмуд комментирует (Таанит): «Отделяй десятину, чтобы стать богатым». Рав Шимон Шкоп писал, что мы должны осознать: одна из главных целей на земле — помогать другим. Если Бог видит, что человек отделяет десятину от всех доходов, распределяет эти деньги среди бедных и нуждающихся и направляет только на высокие цели, Ему ясно, что он — достойный хранитель, и Он обогатит его.
То же касается знания Торы. Талмуд (Макот) говорит, что человек может научиться у своих учеников больше, чем у учителей или коллег.
Рав Моше Файнштейн сказал об учении: «Нет сомнения, прежде всего, человек обязан сам изучать Тору (Йоре деа). Но также тратить десятую часть времени на обучение других, приближая их к Торе. А если ему даровано больше сил, должен, соответственно, тратить на обучение большую долю времени» (Джуиш обзервер).
ЕСЛИ БУДЕТ СРЕДИ ТЕБЯ ЧЕЛОВЕК В НУЖДЕ, ОДИН ИЗ БРАТЬЕВ ТВОИХ, В ОДНИХ ИЗ ВРАТ ТВОИХ НА ЗЕМЛЕ, КОТОРУЮ ДАЕТ ТЕБЕ ГОСПОДЬ, БОГ ТВОЙ, НЕ СЖИМАЙ СЕРДЦЕ ТВОЕ И НЕ ЗАКРЫВАЙ РУКУ ДЛЯ БРАТА ТВОЕГО В НУЖДЕ (Дварим, 15:7)
Если можете помочь бедному и отказываетесь, вы нарушаете эту заповедь (Хинух)
Кто закрывает глаза, притворяясь, что не видит просящего, как будто совершает идолопоклонство (Ктубот).
Надо быть внимательными к бедным, давать им цдаку и оказывать помощь. А отказ может вызвать мгновенное наказание, как было с Нахумом, Иш гам зу (Йоре деа).
Нахум, по прозвищу Иш гам зу («человек гам зу» — прозвище, которое получил, потому что на любое, даже самое печальное событие, отвечал гам зу ле това — «и это к лучшему») был слеп, потерял обе руки и ноги, и все его тело было покрыто язвами. Его дом обветшал и мог в любую минуту обрушиться, поэтому ученики хотели вынести его на кровати, а потом остальные вещи. Но Нахум сказал: Сначала вынесите все вещи, а потом меня — пока я в доме, он не обрушится.
Так и сделали — вынесли из дома вещи, а потом кровать. И дом сразу обрушился. Ученики спросили:
— Учитель, если ты праведник, почему так страдаешь?
Нахум ответил:
— Дети мои, я сам во всем виноват. Однажды я направлялся в дом тестя с тремя ослами: один был нагружен едой, другой — питьем, а третий — деликатесами. Ко мне подошел бедняк и попросил поесть. Я ответил: подожди, пока разгружу осла. Но не успел развьючить осла, как бедняк умер. Я пал лицом на землю и сказал: «Пусть ослепнут мои глаза, которые не посочувствовали твоим глазам. Пусть отсохнут руки, которые не сочувствовали твоим рукам. Пусть лишусь ног, которые не сочувствовали твоим ногам». И не мог успокоиться, пока не сказал — чтобы все тело мое покрылось язвами.
— Горе нам, что мы видим тебя в таком положении — ответили ученики.
— Горе мне, если бы вы не увидели меня в таком положении, — ответил Нахум, Иш гам зу (Таанит).
НЕПРЕМЕННО ОТКРОЙ ЕМУ РУКУ И ДАЙ ВЗАЙМЫ ПО МЕРЕ НУЖДЫ — ЧЕГО ЕМУ НЕ ХВАТАЕТ (Дварим, 15:8).
Нужно давать бедным цдаку. А если не хотят принимать деньги в подарок, дайте взаймы (Раши).
Есть заповедь — давать нуждающимся с радостью и добросердечием.
Мудрецы называют благотворительность цдака, что буквально означает «справедливость» или «праведность». Тора рассматривает благотворительность, помощь тем, кто нуждается [не как акт милосердия и доблести, а] как обязанность каждого — элементарную справедливость. [Все, что у нас есть, дано нам Богом, какое же мы имеем право не уделить часть другим, когда этот требует тот, Кто все нам дал] (Яд актана, Ѓилхот деот). Рамбам (Ѓилхот матнот аниим) пишет, что никогда не слышал о городе, где было хотя бы десять евреев, и у них не было гмаха (благотворительного фонда) (Хинух).
Рамбам (Ѓилхот матнот аниим) перечисляет восемь уровней благотворительности:
Высший уровень: сделать человеку подарок, ссудить денег, взять в дело партнером или найти ему работу прежде, чем обратится за помощью.
Второй уровень: давать деньги так, чтобы ни дающий, ни принимающий помощь не узнали друг о друге. В Храме была особая комната, куда праведные клали деньги, а бедные оттуда брали. И сегодня можно так поступать, жертвуя деньги в благотворительный фонд. Но прежде нужно удостовериться, что распределитель помощи — человек мудрый и праведный.
Третий уровень: дающий знает, кому дает, а берущий не знает, от кого получает. Так поступали мудрецы, оставляя деньги в домах бедных. Это хороший способ, если вы знаете фонд, распорядителем которого является человек, отвечающий вышеуказанным критериям, или передаете деньги через кого-то, прося не оглашать вашего имени.
Продавец фруктов и овощей Йехезкель Лилиенталь, который обычно приносил плоды к дому рава Йеѓошуа Лейб Дискина, был хронически болен, но слишком беден, чтобы заботиться о здоровье. К всеобщему удивлению, продавец козьего молока вдруг стал давать ему это дорогое молоко и отказался принимать плату. Однако с того дня, как умер рав Дискин, перестал давать ему молоко. Так стало известно, что платил за него рав Дискин и просил сохранить это в тайне (Амуд эш).
Четвертый уровень: получатель помощи знает, от кого, а дающий, не знает, кому он дает. Так поступали мудрецы: клали деньги в суму, что несли за плечами, и, пока шли, люди могли подойти и незаметно их взять, не испытывая смущения.
Пятый уровень: деньги дают прежде, чем попросят.
Шестой уровень: дают деньги, когда попросят.
Седьмой уровень: человек дает меньше, чем должен, но с приятной улыбкой.
Восьмой уровень: человек дает, но неохотно. Шах (Йоре деа) пишет, что речь о том, кто не хочет давать, но этого не показывает. Если же явно демонстрирует нежелание давать, теряет всю заслугу доброго дела (Йоре деа), и его цдака вообще не относится к восьми уровням благотворительности.
Ниже перечислены основные законы, имеющие отношение к этой заповеди:
Иногда человек не дает цдаку, думая, что обеднеет. Но пусть считает это не потерей, а деньгами, данными в долг. Бог вернет ему то, что он раздал бедным (Ор ахаим к Дварим).
Бог милосерден к тому, кто милосерден к бедным. Как мы хотим, чтобы Он помогал нам в наших нуждах и дал больший доход, так должны помогать бедным и заботиться об их нуждах (Йоре деа).
Рав Хаим из Цанза все деньги раздавал бедным. Один из его сыновей сказал, что следует оставлять деньги хотя бы для покупки книг.
— Ты ошибаешься, — ответил рав Хаим. — Когда мне нужна книга, я всегда могу ее одолжить. Но мицву давать цдаку не могу выполнить, одалживая (Мегдолей ахасидут — Ѓаадмор миЦанз).
Рав Элияѓу Генкин возглавлял благотворительную организацию и никогда не отпускал просителя без какой-то суммы. А если тот считал, что получил недостаточно, никогда не говорил с ним подобно многим другим распределителям фондов, отвечающим, что проситель у них не один и они должны думать о сотнях нуждающихся. Нет, он со слезами на глазах отпускал людей, говоря, что понимает, как им тяжело, в какой они нужде, и надеется, что у него будут еще средства, чтобы им помочь (Рав Нафтали Риф, Джуиш обзервер).
Рав Элияѓу Лупьян однажды сопровождал сборщика пожертвований на благотворительные нужды. По дороге он напомнил ему слова мудрецов (Бава батра), которые учили, что побуждать давать цдаку — заслуга больше, чем давать самому.
— Знаешь почему? — спросил рав Лупьян и стал перечислять причины:
А. Тот, кто дает цдаку, делает что-то для себя, а кто влияет на других, делает что-то для них.
Б. Тот, кто дает цдаку, получает уважение, а кто пытается влиять на других, получает унижение.
В. Тот, кто дает цдаку, отдает деньги, а кто пытается оказать влияние, отдает свое время, а время — это жизнь (Лев Элияѓу).
Следует принимать во внимание не только материальные, но и психологические нужды человека.
Хафец Хаим пишет: кто помогает выйти замуж бедной невесте, делает большой хесед и ее родителям. И добавляет, что во многих местах есть фонды ѓахнасат кала (выдачи замуж невест) (Аѓават хесед).
Раби Йона сказал: «Не написано: “Счастлив тот, кто дает бедному”, написано: “Счастлив тот, кто понимает бедного” (Теѓилим), — кто понимает, как исполнять заповедь помогать бедному».
А когда человек брал деньги, раби Йона говорил: «Это подарок» (Йерушалми, Пеа).
Богатый дубильщик кож, реб Шрага Франк (тесть рава Моше Мордехая Эпштейна и рава Исера Залмана Мельцера), очень дружил с равом Исраэлем Салантером. Когда слышал о бедных ученых Торы, которые стеснялись принимать цдаку, наполнял мешки едой и среди ночи оставлял у домов этих людей.
Когда р. Исраэлю Салантеру говорили, что кто-то умер от голода, он всегда поправлял: «Нет — от гордости» (Хаей амусар).
Когда р. Янай видел, что кто-то публично дает деньги бедному (который не просил их), он говорил ему: «Лучше бы не давал, чем давать и стыдить» (Хагига).
В Ковно (Каунас) пришел однажды нищий и набрал у жителей города значительную сумму. Вскоре люди узнали, что это был богатый обманщик, и совет города решил запретить нищим приходить в Ковно и собирать деньги.
Услышав об этом, рав города Ицхак Эльханан Спектор пришел в совет и попросил разрешения выступить. Он сказал, что всем сочувствует, но у него есть возражение.
— Кто обманул вас, нищий или богатый? — спросил рав Ицхак. — Богатый, который притворился бедным. Если вы хотите издать запрет, он должен запрещать богатым собирать милостыню. Но почему вы издаете указ против бедных нищих? (Этика с Синая).
***
Одного из глав банкирского дома Ротшильда однажды спросили, сколько у него вообще денег. Он вынул из конторки книгу расходов на благотворительность, посчитал сумму и сказал. Думая, что он ошибся, секретарь передал ему книгу с записями всех доходов, но Ротшильд мягко ответил: «Не сомневайся, я знаю все мои доходы и владения, и деловые начинания, и накопления в ценных бумагах. Но акции падают, собственность конфисковывают, а война уничтожает все имущество. Только расходы на благотворительность — это действительно мое. Этого богатства меня никто не лишит» (Этика с Синая).
Р. Меир Шалом из Порисова говорил, как важно давать деньги бедным на следующий день после Пурима: «Есть особая заповедь давать подарки бедным в Пурим, но люди пренебрегают этой обязанностью на следующий день. Поэтому так важно не забывать исполнять эту заповедь сразу после этого праздника» (Дерех цадиким).
БЕРЕГИСЬ, ЧТОБЫ НЕ ЗАКРАЛАСЬ В СЕРДЦЕ ПОДЛАЯ МЫСЛЬ: А ТО ОЗЛИТСЯ ТВОЙ ГЛАЗ НА БЕДНОГО БРАТА, И НЕ ДАШЬ ЕМУ, И ВОЗЗОВЕТ ОН НА ТЕБЯ К ГОСПОДУ, И БУДЕТ НА ТЕБЕ ГРЕХ (Дварим, 15:9)
Эта фраза учит двум вещам: надо давать бедному и нельзя зло на него смотреть. Магид из Дубно объясняет: по определению мудрецов (Пиркей авот), кто сам не дает цдаку и другим не советует — раша (злодей). Однако люди очень редко прямо говорят, что не нужно давать. И мудрецы объясняют: бывают жадины, которые не хотят ничего давать и признают, что не желают делиться. А другие стесняются признаться и, чтобы это скрыть, ругают бедняков, доказывая, что те не заслуживают помощи.
Рав Шмелка из Никольсбурга сказал: «Когда бедный просит о помощи, не говорите, что он сам виноват, чтобы отказать. Иначе Бог посмотрит на ваши провинности, и, конечно, многое найдет. Имейте в виду, за свои прегрешения нищий расплачивается бедностью, а ваша вина остается с вами» (Фун унзер альтер оцер).
РАДУЙСЯ ПЕРЕД БОГОМ ТВОИМ ГОСПОДОМ ТЫ И ТВОЙ СЫН, И ТВОЯ ДОЧЬ, И ТВОЙ РАБ, И ТВОЯ РАБЫНЯ, И ЛЕВИ ВО ВРАТАХ ТВОИХ, И ПРИШЕЛЕЦ, И СИРОТА, И ВДОВА, КОТОРЫЕ В ТВОЕЙ СРЕДЕ (Дварим, 16:11).
Раши цитирует Сифре — здесь речь идет о четырех домочадцах: сыне, дочери, слуге и служанке, и о четырех нуждающихся: левите, новообращенном, сироте и вдове. Говорит Всемогущий: «Если позаботишься о Моих четырех — Я позабочусь о твоих четырех».
Когда ребе из Жидичева устраивал свадьбу своим детям и внукам, он всегда при этом помогал устроить свадьбу сирот. И тратил ту же сумму, что на свадьбу своих родных (Сифтей цадиким акадош).
Однажды группа раввинов собирала деньги на ешиву и хотела зайти также к Б.. Подходя к его дому, услышали, что посылает сына купить дешевых овощей на ужин. Раввины подумали, что у такого скупца, наверное, много не получишь, и решили зайти к нему после всех возможных благотворителей. Когда, наконец, добрались, он сказал: «Пойдите к моей жене, скажите, пусть даст вам меру золота».
А жена спросила их: «Муж сказал дать ровно или с верхом»? Ответили, что не уточнил, тогда сказала, что насыплет с верхом, а, если муж возразит, может снять эти деньги с того, что ей полагается по их ктубе (брачному контракту). Потом Б. подтвердил, что жена поступила правильно — он имел в виду отсыпать меру с верхом. Тогда раввины рассказали ему, что колебались, заходить ли к нему, потому что услышали, как он посылает сына купить на ужин дешевые овощи, и поняли, что он скупится при покупке еды.
— Я всегда экономлю на личных нуждах, — ответил Б., — но не на исполнении воли Творца (Эстер раба).
С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.