Темы: Предназначение, Душа, Работа, Исправление качеств, Характер, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемые раввины! Прочла тут на Толдоте статью, и немного непонятно мне следующее: как пишет один из ваших раввинов, Творец наделил каждого человека соответствующей душой, благодаря которой у него и складывается характер, подходящий для его роли. Таким образом, душа и характер — это инструменты, данные человеку для исполнения своего предназначения.
Теперь скажите, пожалуйста: тогда менять характер человеку не нужно? Если Творец заложил всем тот, который нужно для чего-то, то зачем с этим бороться? Брат мой — с тяжёлым характером, и я пытаюсь смягчить его всячески, а сейчас я подумала: а зачем? Наверно, характер должен быть у него такой для чего-то... Проясните, пожалуйста, немного, а то я запуталась... Много Вам здоровья! N.
Здравствуйте, N.!
Вы правильно поняли, что Б-г наделил каждого человека душой и характером, подходящим для его роли. Но правильно и то, что человек, безусловно, должен работать над своим характером. Как же так?
А вот как.
У людей бывают разные качества, но каждое из них может быть развито в меру или сверх меры. Использовано по назначению, направлено в нужное русло или нет.
Например, человек по природе смелый. Это хорошо или плохо? Смотря, как это проявляется. Если из-за своей смелости он склонен к риску и авантюрам, подвергает опасности себя, а то и других, то это плохо. Не боится гнать на повышенной скорости по извилистой дороге — это к добру не приведет.
В то же время есть на свете очень важные профессии, неотъемлемая часть которых — риск, часто смертельный. Полицейские, солдаты, пожарные. И если не будет людей, достаточно смелых для такой работы, останемся мы все без полиции, армии и пожарной охраны. А это тоже к добру не приведет.
Да и просто бизнес — риск, пусть обычно не смертельный: вкладывать деньги, не имея гарантий, что вложения окупятся. Но как же мы обойдемся без всех товаров и услуг, которые предлагают предприниматели?
Поэтому, если человек по природе смелый и не боится рисковать, это качество надо не искоренять, а направлять в нужное русло. Пусть будет бизнесменом или полицейским, и так принесет обществу пользу, но не подвергает себя и других неоправданному риску.
Об этом говорят мудрецы: тот, кто по природе любит кровь, пусть становится специалистом по обрезанию (моэль) или мясником. Не надо искоренять любовь к крови: если все без исключения будут при виде нее падать в обморок, некому будет делать обрезание — или необходимые хирургические операции. Только надо работать над собой, чтобы избегать кровопролития там, где оно является злом.
Время от времени появляются сообщения, что чемпион по борьбе кого-то избил. Являются ли подобные виды спорта благом — другой вопрос, но, так или иначе, вот что называется «человек не работает над собой»: использует имеющуюся у него силу и боевые навыки не только на ринге, но и в личной жизни, чтобы в буквальном смысле проталкивать и пробивать свои интересы.
У кого-то тяжелый характер? Разумеется, если это выражается в неуступчивости, склонности к тирании, агрессии и т. д., то тут очень даже надо работать. Но правда и то, что подобные черты нередко являются оборотной стороной волевого, лидерского характера. В жизни действительно бывает нужно что-то пробивать или успешно противостоять чужому напору, и для этого необходимы люди с соответствующими качествами. Человек по природе интеллигентный и застенчивый вряд ли добьется больших успехов в кресле начальника или президента. Да и тот же солдат или полицейский не получится из кота Леопольда без известной доли «озверина».
Так что пусть такой человек орет или нападает на оппонентов, когда это необходимо, но не на родных и близких.
Если характер тяжел раздражительностью, обидчивостью, это может быть признаком повышенной чувствительности и эмоциональности человека. Такой может сделать много добра, проникшись чужой бедой. Проявлять милосердие, заниматься благотворительностью, всячески помогать людям.
Всё это, конечно, лишь отдельные примеры, и вариантов тут множество. Главное — основная идея: каждый тип характера действительно дан для определенной благой цели, и надо направлять его именно на достижение этой цели, на благо, а не во зло. Ибо качество характера — как любой инструмент, данный человеку. Сам по себе он ни хорош, ни плох, всё зависит от того, как его использовать. С помощью ядерной энергии можно разрушить целый город, а можно дать ему свет. Деньгами можно оплатить и поощрить всё хорошее — а можно и всё плохое.
В этом и заключается наша задача: определить, какие инструменты дал нам Б-г в этой жизни, и использовать их для выполнения своего предназначения, избегая злоупотреблений.
Да поможет Он нам в этом!
С уважением, Меир Мучник
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Хана Лернер
Рав Берл Набутовский
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Мирьям Климовская
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Рав Натан Агрес
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Рав Ашер Кушнир
Творец творит из «ничего», а человек — из того, что уже существует и сотворено Творцом.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его