Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Дети, Детский сад, Дошкольники, Домашнее обучение
Здравствуйте. Прошу Вас помочь мне в непростом для меня вопросе. 5 месяцев назад наша семья переехала из России на Украину в город N. (по работе мужа), здесь у нас нет ни родных, ни знакомых. Наша семья религиозная. У нас сын 4.5 лет, и месяц назад родился еще сын. Город, в который мы переехали, очень маленький, практически все говорят на украинском языке. Слава Б-гу, здесь есть синагога, но нет еврейского детского сада и молодых еврейских семей. Все, что связано с образованием и воспитанием ребенка, я взяла на себя, но с рождением второго ребенка я понимаю, что мне становится трудно, и на занятиях со старшим ребенком я начинаю срываться и кричать, если он не понимает. Ребенок очень общительный, любит приглашать и ходить в гости. В России он ходил в еврейский детский сад. Мои переживания все сводятся к тому, что сейчас у ребенка нет круга общения, к которому он так стремится, поскольку здесь нет еврейских детей — нам некого приглашать к себе в гости, на детских площадках здесь тоже нет детей, с которыми он мог бы общаться. Что Вы нам можете посоветовать в данной ситуации? Л.
Уважаемая Л.,
Вы не первая семья, которая оказалась в ситуации, когда практически нет общины, нет детских учреждений и т.д.
Единственный непростой выход в таких ситуациях — сказать себе: «…там, где нет людей, старайся быть человеком» (Авот 2, 6). Вы пишете, что планировали взять на себя еврейское воспитание своего ребёнка. Повесьте объявление в синагоге и распространите его через тех, кто туда приходит: открывается еврейский детский сад. И попробуйте, может быть, несколько человек откликнется и Вам удастся создать группу для ребёнка.
Вы, конечно, можете сказать на это, что Вы — не профессиональная воспитательница детского сада, что Ваш собственный ребёнок доводит Вас до крика, когда Вы пытаетесь с ним заниматься и т.д. Но давайте попробуем конкретно представить себе ситуацию. Прежде всего, не надо начинать с садика на полный учебный день. Сначала это может быть воскресный садик, или дети могут приходить ещё пару раз в неделю во вторую половину дня. Самое главное — Вы найдёте детей, с которыми Ваш ребёнок может общаться. Само собой: дети, вероятно, будут из семей нерелигиозных, но в таком возрасте они плохо на Вашего сына не повлияют, бэ-эзрат а-Шем. А у многих семей благодаря садику может возникнуть интерес к Традиции.
Вы можете поинтересоваться у воспитательницы детского сада в общине, где Вы раньше жили, каким образом занять детей и преподнести им какие-то еврейские знания. Вы можете поискать такой материал по книгам. Вам самой это даст очень много, и, кроме того, Вы сделаете огромную мицву — заинтересовать окружающих еврейской Традицией. А Вашему ребёнку это поможет найти друзей. С другой стороны, если в доме будут посторонние дети, Вы не позволите себе кричать и раздражаться, и от этого тоже выиграет Ваш ребёнок.
В очень многих местах такие заведения начинались как садики для двух-трёх детей и постепенно перерастали в большие еврейские центры. Если же постепенно наберётся целый класс, то, может быть, можно будет обратиться в еврейские общины на Украине с просьбой направить работника-специалиста.
Всё это требует времени и много личной инициативы, но поскольку Вы думаете о будущем своего ребёнка, то если нет готовой еврейской среды, её придётся создавать.
Желаю удачи и, несомненно, на такое дело будет сийата ди-Шмайа (помощь с Небес), потому что понятно: Всевышний хочет, чтобы люди к Нему приблизились.
С уважением, Ципора Харитан
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его