Темы: Цдака, Обет, Маасер, Рав Яков Шуб, Обещание, Кража
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! У меня во время Песаха случилось небольшое несчастье: сгорела комната в общежитии, в которой я жил. Так как был йом-тов, то ценные вещи выносил охранник. Среди ценных вещей был кошелёк, в котором хранились мои личные деньги (в местной валюте) и 400 долларов моего маасера. После йом-това я пошёл к охраннику забирать свои вещи и оказалось, что из кошелька пропали эти 400 долларов. Так как было 2 дня йом-това, то за эти 2 дня сменилось 3 охранника. Кошелёк лежал в общей доступности для всех охранников. Охранники говорят, что не брали. Нужно ли мне отдавать из своих личных денег эти 400 долларов? Заранее благодарен за ответ!
P.S.:
Я спрашивал у нескольких раввинов, но они не знают, как быть, говорят, трудный вопрос.
Большое спасибо, что обратились к нам. Ответ на Ваш вопрос зависит от нескольких обстоятельств, как мы попробуем разъяснить ниже.
Когда заповедь считается выполненной?
Во-первых, необходимо определить, с какого момента считается, что человек выполнил заповедь отделять десятину от прибыли (в наше время это обычай), — с момента, когда он отложил деньги, чтобы передать их бедным, или с момента, когда деньги фактически попали к бедным?
Действительно, существует мнение, что отделение денег десятины подобно отделению десятины от урожая. Т.е. человек считается выполнившим заповедь с того момента, как отделил деньги десятины. Получается, с этого момента считается: деньги уже не находятся в его владении и принадлежат бедным. В соответствии с этим мнением, человек уже не несет ответственности за деньги и, если они потерялись или их украли, он не обязан их возвращать (Питхей тшува, Йорэ Дэа 249:1, цитата из респонса автора Арбаа Турей Эвен).
Однако, большинство галахических авторитетов не согласны с этим и считают, что заповедь считается выполненной, только когда деньги передали бедным или габаю (человеку, ответственному за распределение цдаки) (Хатам Софер, Хулин 131а; Рав Хаим Каневский, Дерех Эмуна, Законы подарков бедным, гл. 7, стр. 122). Они считают, что в данном случае правила отделения денежной десятины отличаются от правил отделения десятины от урожая. Во втором случае нам необходимо отделить десятину от конкретных плодов, а в первом важно не отделить конкретные деньги, а позаботиться, чтобы десятая часть от дохода попала к бедным.
В соответствии с этим мнением, даже если человек отложил деньги десятины, пока они не переданы бедным или габаю, он несет за них ответственность. И, если деньги потерялись или были украдены, их необходимо возместить.
Какой статус имеют отложенные деньги десятины?
Как мы выяснили выше, заповедь не считается выполненной, пока деньги не переданы бедным. Значит, деньги десятины, которые отложили, но еще не передали по назначению, имеют статус «то, что обещано пожертвовать».
В данном случае обет (обещание) имеет силу вне зависимости от того, высказали Вы его вслух или только мысленно (Рамо, Йорэ Дэа 249:13).
Можно ли освободиться от обета дать пожертвование?
Если обстоятельства изменились и человеку тяжело выполнить обет о пожертвовании, он может обратиться к мудрецу Торы, чтобы тот в присутствии трех евреев отменил этот обет (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 258:6).
Отметим: если человек не обещал «словами» сделать пожертвование, а только подумал об этом, он может полагаться на заявление об отмене будущих обетов, которое является частью текста освобождения от обетов. Этот текст напечатан в сидурах (молитвенниках), обычно люди произносят его перед тремя евреями в канун Рош а-Шана — Новолетия (респонс Минхат Шломо I, 91:20).
Заключение
Получается, что в Вашей ситуации, если Вам тяжело возместить деньги, можно обратиться к местному раввину, чтобы он в присутствии трех евреев отменил обет.
Если же Вы не на словах обещали отдать эти деньги в качестве десятины, а в мыслях, то Вам не нужно ничего делать — при условии, что в канун Рош а-Шана Вы совершили традиционный обряд освобождения от обетов и заявили об освобождении от будущих обетов.
Если в Вашем городе нет раввина, то в крайнем случае можно полагаться на заявление перед Рош а-Шана, даже если Вы произнесли обещание вслух (см. КолНидрей 9:14).
Пусть Всевышний в дальнейшем поможет Вам оберегать свое имущество.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Бенцион Зильбер
Накануне Рош а-Шана принято произносить формулу освобождения от обетов. Те, кто не владеют ивритом, могут воспользоваться сокращенным текстом на русском языке.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Нужно очень остерегаться обманывать товарища при купле-продаже
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Книга нашего наследия
Рав Реувен Пятигорский
Йеуда-Лейб Аврех
Когда можно «проверять» Всевышнего?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Воровство — это не только взлом магазина под покровом ночи или путешествие в чужой карман. Под это определение подпадет также уклонение от налогов и пошлин, невыплата долгов и даже небрежность при охране чужого имущества. Всё, что вы хотели знать о воровстве.
Рав Бенцион Зильбер
А от другой прбыли?
Рав Ашер Кушнир
У нас беда. Мы обнаружили, что наш сын ворует.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его