Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что необходимо знать о посте 9 Ава, который выпадает на йом ришон (воскресенье)?

Темы: Вино, 9 Ава, Пост, Одежда, Авдала, Молитва, Благословения, Изучение Торы, Еда, Траур по Храму

Отложить Отложено

По просьбе читателей предлагаем вашему вниманию ответы на 10 самых распространенных вопросов о посте 9 Ава, который выпадает на йом ришон (воскресенье).

1. Можно ли в такую субботу учить Тору после полудня?

2. Когда устраивать третью трапезу в субботу перед 9 Ава?

3. Что можно есть на третью трапезу в субботу накануне 9 Ава?

4. До какого времени можно сидеть на обычном, не низком, стуле и приветствовать людей словом «шалом»?

5. Когда нужно снять кожаную обувь и прочесть вечернюю молитву?

6. Когда делать Авдалу (обряд «отделения» субботы от будней), ведь на исходе субботы начинается пост?

7. В какой момент произносят благословение на свет свечи на исходе субботы?

8. Нужно ли произносить благословение на благовония?

9. Должен ли делать Авдалу больной, которому разрешено есть 9 Ава?

10. Как делают Авдалу на исходе поста 9 Ава, выпавшего на йом ришон?

Отвечает рав Яков Шуб

1. Можно ли в такую субботу учить Тору после полудня?

Обычно после полудня накануне 9 Ава разрешено изучать только те части Торы, которые разрешено изучать в сам пост Тиша бэ-Ав. Но в этом году, поскольку 9 Ава наступает по окончании субботы, тот, кто изучает Тору индивидуально, может поступить в соответствии со своим желанием: либо изучать только те части, которые разрешено изучать в сам Тиша бэ-Ав, либо учить то, что нравится.

2. Когда устраивать третью трапезу в субботу перед 9 Ава?

В субботу накануне 9 Ава необходимо прочесть Минху (послеполуденную молитву) раньше, чем обычно, чтобы осталось достаточно времени на третью трапезу — так, чтобы закончить ее до захода солнца, т. к. после захода солнца есть уже нельзя.

3. Что можно есть на третью трапезу в субботу накануне 9 Ава?

На третью трапезу в такую субботу можно есть любые блюда, как обычно, без ограничений — даже мясо и вино.

4. До какого времени можно сидеть на обычном, не низком, стуле и приветствовать людей словом «шалом»?

Сидеть на стуле и произносить это приветствие разрешено до окончания субботы.

5. Когда нужно снять кожаную обувь и прочесть вечернюю молитву?

Кожаную обувь нельзя снимать до окончания субботы (выхода звезд), поскольку это явное соблюдение траурных обычаев, а в субботу соблюдать их запрещено.

Поэтому во многих общинах принято начинать Маарив (вечернюю молитву) на исходе субботы позже, чем обычно. Это дает возможность подготовиться к молитве: сменить кожаную обувь на такую, которая подходит для поста, сменить субботнюю одежду на будничную и взять сборник Кинот. Прежде, чем сменить одежду на будничную, произносят: Барух а-Мавдиль бейн кодэш лэ-холь («Благословен… Отделяющий святое от будничного»).

6. Когда делать Авдалу, ведь на исходе субботы начинается пост?

Когда 9 Ава выпадает на йом ришон (воскресенье), на исходе субботы вообще не делают Авдалу. Ее делают в йом ришон вечером после окончания поста.

Потому очень важно не забыть произнести слова «отделения»: Барух а-Мавдиль бейн кодэш лэ-холь («Благословен… Отделяющий святое от будничного») или вставку в молитве Ата хонантану («Ты даровал нам способность постигать Тору Твою»; в этом отрывке есть слова «и отделил Ты… святое от будничного»), поскольку до этого нельзя совершать никакие действия, запрещенные в субботу.

7. В какой момент произносят благословение на свет свечи на исходе субботы?

В тех общинах, где читают Маарив сразу на исходе субботы, перед чтением Мегилат Эйха, один из молящихся зажигает свечу и произносит на нее благословение от имени всей общины.

Во многих общинах, где вечернюю молитву начинают позже, чем обычно, см. выше, мужчина может зажечь свечу и произнести благословение дома. Тогда и домочадцы, слушая главу семьи, произнося «амен» и «используя» свет свечи, также выполняют заповедь.

8. Нужно ли произносить благословение на благовония?

Когда 9 Ава выпадает на йом ришон, благословение на благовония не произносят вообще — ни на исходе субботы, ни на исходе поста.

9. Должен ли делать Авдалу больной, которому разрешено есть 9 Ава?

Больной, которому необходимо поесть в пост уже вечером, должен сделать Авдалу на пиво (или другой напиток, распространенный в данной местности — хамар медина). При этом пропускают отрывки, которые обычно произносят перед Авдалой, а также благословение на благовония.

Благословение на свечу больной должен произнести как обычно.

Если больному надо поесть только утром или после полудня, то Авдалу он делает перед едой, а благословение на свечу произносит вечером на исходе субботы, как все.

10. Как делают Авдалу на исходе поста 9 Ава, выпавшего на йом ришон?

На исходе поста 9 Ава, который выпадает на йом ришон, Авдалу делают как обычно — на вино или виноградный сок. При этом пропускают отрывки, которые обычно произносятся перед Авдалой, а также благословение на благовония, т. е. начинают сразу с благословения на вино. Благословение на свечу также не надо произносить, т. к. его произносят только на исходе субботы.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме

Еврейская выпивка. Почему и когда говорят «Лехаим»?

Рав Яков Шуб

Это что, еврейский тост?

Еврейская одежда

А. Фейгин

Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»

Браха 1

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре


Способность с легкостью прощать свидетельствует о скромности человека, а строгость и злопамятство — о неконструктивной гордости и высокомерии Читать дальше