Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, Авдала, Яков-Йехезкель Позен
Законы авдалы (разделения) и исхода шабата
1. Авдала
После наступления темноты на исходе шабата есть заповедь произнести несколько слов о разделении (авдале) святого от будней. Как и кидуш, постановили делать авдалу над бокалом вина. Требования к бокалу и законы питья в авдале идентичны кидушу, и, соответственно, также, изначально лучше делать авдалу на вино. Если нет вина, можно делать авдалу на хамар медина, но не на хлеб. И даже в первые девять дней месяца ав, когда изначально дают пить вино только ребенку, лучше делать авдалу на вино, даже если это вино придётся пить взрослому. И в этом случае разрешается выпить ревиит, как при обычной авдале — количество, на которое можно сказать заключающее благословение. Женщины также обязаны делать авдалу, однако принято, что они слушают ее из уст мужчины. Но если такой возможности нет, они должны сделать авдалу сами. (Некоторые считают, что женщина не говорит благословение на свечу.) Принято брать для авдалы благовония и свечу (см. в Шульхан арухе подробнее). Тот, кто не сделал авдалу на исходе шабата, обязан сделать это позже. По этому вопросу необходимо проконсультироваться с раввином.
2. Мелаха на исходе шабата
На исходе шабата до авдалы запрещено делать мелахот, но если говорят Барух амавдиль бейн кодэш лехоль или Ата хонантану в Шмонэ эсрэ, разрешается делать мелахот сразу. В некоторых местах принято, что женщины не делают ничего, связанного с шитьем и т.п., на исходе шабата.
3. Пробование еды до авдалы
Запрещено пробовать любую еду до авдалы и даже тому, кто сказал Амавдильи т.п. Запрет этот вступает в силу уже в сумерки, но если трапеза уже начата, ее можно продолжать все время, пока не помолился маарив. И все время, пока не помолился маарив, следует говорить Рцэ в Послетрапезном благословении.
У того, кто все еще не успел съесть три трапезы, возможно, есть основание начать трапезу в сумерки все то время, пока не наступила очевидная ночь.
4. Трапеза на исходе шабата
Принято провожать царицу-субботу трапезой или по меньшей мере съесть чего-либо печёного или фруктов. Некоторыепоют песни и зажигают свечи во время этой трапезы. (Есть еще один смысл в этой трапезе: у человека имеется одна косточка в основании черепа, которая питается только от еды на исходе шабата. Через эту косточку произойдёт оживление человека при воскрешении мертвых.)
с разрешения издательства Швут Ами
Читайте обзор по теме Авдала — проводы Субботы
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»