Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Награда, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима
Сказали мудрецы Талмуда в главе Хелек (Удел): «Тот, кто занимается Торой во имя ее, приносит мир в свиту Б-га в высшем мире и в нижнем, согласно стиху из Писания: “Или, если возьмется он за мощь Мою, сделает он мир для Меня; мир сделает он для Меня”. Рав же сказал: “Он подобен построившему Дворец вышнего мира и Дворец нижнего мира, согласно стиху из Писания: “И помещу Я слова Мои в уста твои (…), чтобы простереть небеса и установить землю”. И слова Рава помогут нам полностью понять другой стих, в котором говорится: “И Твое, Б-же, милосердие, ибо Ты платишь каждому по его делам”. Многие задают здесь вопрос: в чем же это милосердие, если Святой, благословен Он, дает человеку награду за выполнение Его заповедей? Приведенный отрывок из Талмуда поможет на него ответить.
Каждому понятно, что, если бы кто-то исхитрился изобрести машину, с помощью которой можно было бы за один день построить целый город, и царь узнал бы об этом, конечно, этот человек заслужил бы всяческое расположение царя и получил от него огромный дар. Но никак нельзя предположить, что царь отдаст ему те города, которые построят с помощью этой машины его слуги, чтобы назывались они его именем, как будто бы он сам их выстроил.
То же происходит и здесь. Тем, что человек в этом мире изучает Тору, завершается творение небес и земли, как говорилось в главе 1. Но разве на самом деле человек своими руками строит те дворцы, которые будут затем названы его именем? Это Святой, благословен Он, Своей силой и мощью “обновляет в милости своей каждодневно все Творение”; именно Он Сам придает выученным человеком словам Торы силу, которая позволит им стать основой этого процесса. Но тем не менее Святой, благословен Он, в Своем милосердии соглашается считать, будто это сам человек выстроил Дворец вышнего мира и Дворец нижнего мира. Именно это подразумевал Рав, когда сказал: “Он подобен построившему…”, и именно об этом говорит стих: «И Твое, Б-же, милосердие, ибо Ты платишь каждому по его делам”. Святой, благословен Он, дает человеку такую награду, как если бы он сам простер небеса и установил землю, как говорит и Рав.
Шмират га-Лашон, 3, 2
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.