Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Рав Александр Кац, Комментарий, Литва
Раби Моше бар Шимон Маргалит (Пней Моше; ок. 5470-5541 /1710-1781/ гг.) — выдающийся комментатор Талмуда.
Родился и изучал Тору в городке Кейданы, расположенном возле г. Ковно (Каунаса).
Был раввином в Кейданах и нескольких других городах Литвы. У него, в Кейданах, еще ребенком учился Элияу из Вильны (Виленский Гаон), впоследствии ставший одним из духовных лидеров поколения.
Р. Моше Маргалит написал обстоятельный комментарий на Иерусалимский Талмуд. Для своей работы он использовал старинные рукописи сочинений мудрецов эпохи Мишны и вавилонских гаонов — в поисках этих рукописей он много странствовал по Европе. Чтобы с полной ясностью постигнуть раздел Зераим (Посевы), он углубленно изучал ботанику у ученых германского города Франкфурта.
В его комментарии, озаглавленном Пней Моше (Лик Моше), последовательно разъяснен весь текст Иерусалимского Талмуда, — подобно тому, как в комментарии Раши разъяснено содержание Вавилонского Талмуда.
В 5515 /1755/ году в типографии Амстердама был издан комментарий к разделу Нашим (Женщины), а спустя пятнадцать лет в Вильно — к разделу Незикин (Ущербы).
Комментарии еще к двум разделам — Зераим и Моэд (Праздники) — увидели свет лишь после смерти автора.
Книга Пней Моше стала самым распространенным и самым изучаемым комментарием на Иерусалимский Талмуд. В большинстве изданий Иерусалимского Талмуда комментарий р. Моше Маргалита печатается рядом с основным текстом.
Умер двенадцатого тевета 5541 /1781/ года в галицейском городе Броды, где он собирал средства на издание двух последних разделов своего комментария. Похоронен в Бродах.
Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами
Рав Мордехай Райхинштейн
Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Изменники внутри страны, первые раздоры, царствование Антиоха.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Греки завоевывают Эрец Исраэль.
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Мораль, основанная на нравственном очищении
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Продолжение войны хашмонеев.
Переводчик Виктория Ходосевич
Греки хотели уничтожить духовный стержень народа Израиля и свести его веру в Творца к пустой внешней символике.
Рав Яков Ашер Синклер
Дни Хануки выражают отношения между Иерусалимом и Афинами, между Шемом и Яфетом...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).