Жертвенник Храма — особое возвышение во дворе Первого и Второго Иерусалимских Храмов, а до этого — Переносного Храма-Скинии в пустыне (Мишкана). Более полное название — жертвенник всесожжения, мизбеах а-ола (он же «медный жертвенник» или «внешний жертвенник» — «мизбеах а-нехошет», «мизбеах а-хицон»). На жертвеннике коэны-священники сжигали жертвенных животных и хлебные приношения, а также делали возлияния вина. Жертвоприношения происходили дважды в день: утром и перед заходом солнца, когда приносились постоянные жертвы — корбанот а-тамид. По субботам, новомесячьям и праздникам к ним добавлялись дополнительные приношения — корбанот а-мусаф. Кроме того, на жертвеннике приносились личные жертвы — в искупление греха или в благодарность Вс-вышнему.
Оглавление
Смысл жертвоприношений [↑]
Жертвоприношения — важнейшая часть Храмовой службы. Именно через них устанавливается связь материального мира с его Б-жественным источником, в чем состоит сама идея Храма.
Рав Йосеф Иеуда Лейб Блох (Маариль) — выдающийся еврейский мудрец конца XIX-начала XX века — пишет об этом так: «Принося жертву и возлагая ее на жертвенник, человек тем самым возносит и возвышает животную душу, соединяя ее с ее корнем… Ведь в своем корне и она исходит из возвышенного и святого источника, и только ее спуск вниз через бесчисленное множество миров привел ее к нынешнему приниженному состоянию. А жертвоприношение вновь возносит жертву к ее корню, поднимая вместе с ней весь ее род и все другие животные души, в том числе и животную душу самого человека. Так все низшие силы мироздания возносятся к своему Б-жественному корню. В этом и состоит предназначение человека в мире, в этом — воля Б-га по отношению к сотворенному Им миру. Все мироздание должно вознестись и подняться к своему Б-жественному корню» (см. об этом на сайте).
О значении жертвоприношений для еврейского народа говорит Мидраш. Слово «мизбеах» состоит из букв «мэм», «зайн», «бэйт» и «хэт». Таким образом, он дает еврейскому народу то, что мы называем словами: мехила — прощение; зхут — заслуги; браха — благословение; хаим — жизнь (см. мидраш на главу Трума; о смысле жертвоприношений см. также тему Служба в Храме).
Именно с отмены постоянной жертвы «тамид» началось падение Первого Храма, а восстановлению Второго предшествовало возведение жертвенника и возобновление жертвоприношений. Это было сделано еще до строительства самого здания Храма.
Жертвенники на Храмовой горе [↑]
Место, на котором стоял жертвенник в Иерусалимском Храме, на горе Мория, она же Храмовая гора, было особым. Согласно Мидрашу, отсюда Вс-вышний взял землю, чтобы сотворить Первого человека, Адама. После изгнания из Ган Эдена Адам соорудил здесь жертвенник, на котором впервые была принесена жертва Б-гу.
На том же месте приносили свои благодарственные жертвы Каин и Эвель, а также Ноах (Ной), когда он и его семья вышли из Ковчега после окончания Потопа.
После смерти Ноаха землю, на которой находился жертвенник (гору Мория, впоследствии Храмовую гору), унаследовал его сын Шем. Он был первосвященником и приносил жертвы Вс-вышнему от имени всего человечества (Берешит 14:18, Таргум Йонатан; Берешит раба 26:3, 43:6; Зоар хадаш 22).
Еще при жизни Шема право быть служителем Вс-вышнего было передано праотцу Аврааму и его потомкам (ср. трактат Талмуда Недарим, л.32Б).
На этом же месте произошел важнейший эпизод нашей истории — жертвоприношение Ицхака — Акедат Ицхак (дословно — «связывание Ицхака»), когда Вс-вышний, желая испытать веру Авраама, повелел ему принести в жертву своего сына Ицхака. И отец, и сын бесприкословно подчинились желанию Б-га, и лишь когда прозвучал голос: «Не протягивай своей руки к отроку…» (Берешит 22:12), Авраам опустил занесенный над Ицхаком нож и принес в жертву барашка, приготовленного Вс-вышним для этой цели.
Где приносились жертвы до строительства Храма? [↑]
Все то время, пока евреи по приказанию Вс-вышнего не построили в пустыне Переносной Храм — Мишкан, можно было сооружать жертвенники и приносить жертвы в любом месте; и так делали наши праотцы.
Мишкан, воздвигнутый в пустыне, стал местом пребывания Шхины — Б-жественного присутствия, которое благодаря строительству Переносного Храма спустилось на землю, и приносить жертвы можно было теперь только здесь.
После вступления евреев в Землю Израиля, в течении первых 14 лет завоевания и раздела земли, евреям было разрешено приносить жертвы также и вне Мишкана, на возвышенных местах — «бамот». Однако здесь можно было приносить только жертвы по обету и благодарственные, т.е. только добровольные жертвы. Что касается обязательных жертвоприношений (грехоочистительных и повинных), их совершать на «бамот» было запрещено (см.Раши к Дварим, 12:8, Звахим, 112Б, 117А-Б).
Одно из жертвоприношений вне Мишкана описывается в Книге Иеошуа, когда после победы над городами Йерихо и Ай евреи построили жертвенник и принесли жертвы на горе Эйваль, куда был принесен Ковчег Завета (сам Мишкан находился в то время в Гильгале). Это была особая церемония, после которой Иеошуа бин Нун читал перед всем народом благословения и проклятия, полагающиеся за выполнение и нарушение заповедей Торы (Иеошуа, 8:30-35).
Впоследствии, когда Мишкан на протяжении 369 лет находился в Шило, было вновь запрещено приносить жертвы в другом месте (ср. Иеошуа, гл.22) — до того времени, когда Шило был разрушен филистимлянами.
После этого Мишкан был перенесен в город Нов, затем в Гивон. В эти периоды евреям опять были разрешены «бамот». Жертвенник во дворе Мишкана также действовал и назывался «большая бама» (Звахим, л.120А).
Так продолжалось вплоть до возведения царем Шломо Храма в Иерусалиме. В Первой Книге Млахим (Цари) о начале царствования Шломо читаем: «Но народ еще приносил жертвы на высотах, ибо до тех дней не был построен Дом для Имени Г-сподня. И возлюбил Шломо Г-спода, поступая по заветам Давида, отца своего, но он приносил жертвы и воскурения на высотах. И пошел царь в Гивон, чтобы принести там жертву; ибо (там) была “большая высота”. Тысячу всесожжении вознес Шломо на том жертвеннике» (Млахим 1, 3:2-4).
Запрет «бамот» после вхождения евреев в Землю Израиля, таким образом, действовал в периоды, когда Храм стоял в Шило и в Иерусалиме (Звахим, 119А), и продолжает действовать после его разрушения. После того, как был построен и освящен Первый Иерусалимский Храм, жертвоприношения должны были совершаться только на Медном жертвеннике, установленном еще царем Давидом, заложившим также и фундамент Храма.
До сегодняшнего дня существует запрет сроить жертвенник вне Храмовой горы. Более того, мизбеах должен стоять точно на своем месте, его никогда нельзя сдвигать.
Жертвенники в Храме [↑]
В Первом Храме — Храме Соломона — жертвенник для жертвоприношений в храмовом дворе был сделан из дерева и обложен медью. Поэтому внешний жертвенник называли еще «медный жертвенник», в отличие от покрытого золотом жертвенника благовоний, который находился внутри Храма.
У медного жертвенника в Первом Храме было несколько уникальных, чудесных свойств. Огонь на нем никогда не гас и ветер никогда не отклонял возносившийся в небо столб дыма; поверхность жертвенника не расплавлялась и сам он не сгорал. Коэны не обжигались, хотя ходили по жертвеннику босиком — и это тоже было одним из чудес (ср. Пиркей Авот, 5:8 и указания в мидрашах).
Этот жертвенник был разрушен вавилонянами.
Во Втором Храме чудес уже не было. Его жертвенник был сложен из неотесанных камней (см. ниже).
В 3593 году (167 г. до н.э.) греко-сирийский царь Антиох Эпифан осквернил Храм и жертвенник; Храмовая служба прервалась и возобновилась только после захвата Иерусалима Маккавеями. Тогда же был сооружен новый жертвенник, а старый разобран; его камни хранились в специальном помещении.
Как и сам Второй Храм, жертвенник был разрушен римлянами в 70 г. н.э (по другой версии — в 68 г. н.э.).
Из чего строились жертвенники? [↑]
До возведения Мишкана, по всей вероятности, жертвенники складывали из нескольких камней. Именно так объясняет Раши слово «мизбеах» (Раши на Дварим, 12:3).
В Мишкане жертвенник был деревянный, обложенный медью и полый внутри. Во время стоянок его наполняли землей, поэтому Вс-вышний, приказывая Моисею (Моше) построить его, называет его земляным (Шмот, 20:21).
В Гильгале — первом лагере евреев в Эрец Исраэль — был воздвигнут жертвенник из камней, взятых из Иордана, в память о чудесном переходе через эту реку (Дварим, 27:2 и комм. Раши).
В Шило, Нове и Гивоне также были жертвенники, сложенные из цельных (неотесанных) камней, а, по другому мнению, в Шило был медный жертвенник, полый и внутри наполненный камнями (Звахим, л.61Б).
В Первом Иерусалимском Храме был медный жертвенник, как сказано в книге Диврей а-Ямим: «И сделал жертвенник медный: двадцать локтей длина его, и двадцать локтей ширина его, и десять локтей вышина его» (Диврей а-Ямим 2, 4:1), а во Втором — каменный.
Камни «брались из долины Бет Керем: копали до девственной почвы и оттуда приносили камни цельные, на которое не поднято железо» (мишна Мидот,3:4).
Предписание строить жертвенник из камней, на которые «не поднималось железо», было дано еще Моше: «чтобы ты не занес твоего меча над ними (тем) осквернил его» (Шмот, 20:22).
В Мишне объясняется: «Потому что железо сотворено, чтобы укорачивать дни человека, а жертвенник сотворен, чтобы удлинять дни человека: укорачивающее не должно быть поднимаемо на удлиняющее» (Мидот, 3:4).
Жертвенник находился во дворе Храма
Как выглядел жертвенник? [↑]
В Торе дается подробное описание жертвенника, стоявшего во дворе Мишкана, по образцу которого были построены жертвенники в Первом и Втором Храмах: «И сделай жертвенник из дерева “шиттим”: пять локтей длина и пять локтей ширина, четырехугольным будет жертвенник, и три локтя его высота. И сделай рога его на четырех его углах; из него (самого) будут его рога; и покрой его медью». И сделай его котелки для (удаления) пепла с него, и его лопатки, и его кропильные чаши, и его вилки, и его жаровни; все его принадлежности сделай из меди. И сделай к нему решетку сетчатую (из) меди… И помести ее под опоясанием жертвенника снизу, и будет (доходить) решетка до половины жертвенника. Полым, дощатым сделай его… (Шмот, 27:1-8).
Раши дает комментарий к этому отрывку. Слова «три локтя его высота» нужно понимать как высоту от края опоясания до верха, а общая высота жертвенника — 10 локтей. Решетка — подобие облачения, дырчатое, как сеть. Опоясание («карков») — кольцевая выемка шириной в один локоть на стенке (жертвенника) для украшения. Было также еще одно опоясание — углубление, идущее по периметру крыши, от одного рога до другого, по которому ходили священнослужители. Его ширина — один локоть. Верхняя граница решетки делила жертвенник на две половины. Это было нужно, чтобы отличить между «верхней кровью» и «нижней кровью» (верхнюю часть жертвенника — рога — кропили кровью очистительной жертвы, а нижнюю — кровью мирной жертвы, жертвы всесожжения и повинной жертвы). И подобное этому, опоясание красной нитью посередине сделали для жертвенника в Храме.
Жаровни (лотки) — это особое вместилище, чтобы брать угли и переносить их на жертвенник для воскурения благовоний, находившийся внутри Храма.
Коэны поднимались наверх по пологим мосткам, которые назывались кэвеш. Из уважения к жертвеннику по ступеням подниматься было нельзя, как сказал Вс-вышний Моше: «И не восходи по ступеням к Моему жертвеннику, чтобы не открылась твоя нагота при нем» (Шмот,20:23).
Жертвенники в Первом и Втором Храмах отличались от жертвенника Мишкана, прежде всего, своими размерами. При одинаковой высоте площадь их основания была гораздо больше. Так, внешний жертвенник, сооруженный во Втором Храме Маккавеями, был размером 32 на 32 локтя (подробное описание этого жертвенника см. на сайтев Мишне, в трактате Мидот).
Внешний вид Жертвенника во Втором Храме [↑]
1. Основание («есод»). С запада и севера подножие жертвенника было опоясано брусом. Ширина этого бруса — один локоть (полметра), и еще на один локоть он выдавался к востоку и югу.
2. Два отверстия для стока крови, оставшейся после окропления.
3. Красная линия, опоясывающая жертвенник посередине и делившая его на две части. Кровью одних жертв окроплялась верхняя часть, других — нижняя.
4. Декоративная облицовка шириной в один локоть, находившаяся выше красной разграничительной линии.
5. Карниз вокруг жертвенника («совев»). Он выдавался на один локоть, и коэны передвигались по нему к углам жертвенника, чтобы совершать окропление жертвенной кровью.
6. Главный пандус («кэвеш»).
7. Вспомогательный пандус, отходящий от главного направо. Вел к карнизу, на котором стояли коэны, разбрызгивая жертвенную кровь.
8. Вспомогательный пандус, ведущий к основанию. По нему коэны спускались к основанию жертвенника, чтобы слить оставшуюся после окропления кровь в сточные отверстия.
9. Люк на верху главного пандуса для чистки жертвенника изнутри.
10. Окно в левой стене главного пандуса, куда коэны складывали жертвенных птиц, признанных негодными. Затем этих птиц выносили и сжигали.
11. Четыре угловых выступа. Эти выступы были полыми и открытыми сверху. Коэны брызгали на них кровью жертв.
12. Проход для коэнов («карков»). Коэны ходили по опоясывающей дорожке шириной в один локоть, имевшей небольшое углубление.
13, 14, 15 — поленницы.
16. Основная куча пепла.
17. Два сточных отверстия для жертвенных возлияний — одно для вина (использовалось ежедневно), другое для воды (использовалось в «праздник возлияния воды» в Суккот).
Коэны выполняют службу на храмовом жертвеннике
Можно ли в наше время восстановить жертвоприношения? [↑]
Жертвенник, как известно, может существовать и при отсутствии Храма. Однако, в наше время есть две проблемы, не позволяющие его восстановить.
Во-первых, мы не знаем его точного местоположения, а ставить его в другом месте нельзя.
Во-вторых, вход на Храмовую гору нам запрещен из-за невозможности очиститься от ритуальной нечистоты, в состоянии которой мы все находимся.
Только после прихода Машиаха эти проблемы, с Б-жьей помощью, разрешатся.