Темы: Свобода выбора, Песах, Еврейские праздники, Пасхальный седер, Еврейский календарь, Свобода, Алия, Рав Ефим Свирский
Еврейские праздники не просто историчны. С сегодняшним Песахом дни трехтысячелетней давности связывает своего рода энергетическая нить, которая дает возможность в полной мере оценить и осмыслить происшедшее, задуматься о судьбе своего народа и о своей собственной судьбе.
Мы говорим, что Песах — это праздник Свободы. Но давайте вначале выясним, что же такое вообще свобода? Помните такое марксистское определение: «Свобода — это осознанная необходимость?» Что это значит? Скажем, во времена сталинского террора люди жили, как тени: боялись говорить, писать, никому не доверяли… Чем был этот образ жизни, как не осознанной необходимостью? Но разве можно назвать то страшное время временем свободы?.. Разумеется, нет.
Выходит, что понятие свободы — это нечто другое, куда более позитивное. Задумывались ли мы с вами, живя в тоталитарной стране, о том, насколько мы зажаты в тиски диктуемых нам условностей, ложных истин, искусственных ограничений? Помните мальчишек и девчонок в красных галстуках, звонко выкрикивающих со сцены Дворца съездов: «Мы дети свободной и мирной страны!»
А ведь большинство тогда искренне верило, что мы живем в самой замечательной в мире стране, и никакой другой свободы для себя не желало.
Настоящая свобода подразумевает наличие полной информации. Но полной информацией мы с вами не можем располагать, ею располагает только Создатель. Что же тогда получается — может быть, горячо любимой нами свободы нет вообще?..
Еврейская традиция утверждает: свобода существует. Это возможность верного, осмысленного выбора. А осмысленный выбор может быть сделан только если человек знает, в чем смысл его жизни. То есть глобальный смысл. Без этого человек не свободен, хотя ему может казаться, что это не так. А просто свобода — понятие неопределимое, ибо лишено каких-либо координат. Если же человек делает такой осмысленный выбор — он свободен, он сам определяет вектор своего движения, даже если этот выбор диктует какие-то ограничения.
Например, вам говорят: мы примем вас на работу, на замечательную работу по специальности, о которой вы и не мечтали, но вы должны за 3 месяца овладеть базовым английским, вам придется ездить из Тель-Авива в Хайфу 3 раза в неделю на семинары, и еще несколько «должны», «придется», «нужно будет». Можно, конечно, от всего этого отказаться и продолжать шомерить или метапелить, а можно принять все условия, зная, что они потребуют больших усилий, но в этом варианте есть смысл.
Что интересно: такая вот цель, при всей сложности ее достижения, кратковременна. Это лишь один из этапов жизни.
Был в России уровень «простого человека» и был уровень интеллектуала. Для первого главными удовольствиями в жизни были водка, домино и пр. Для второго — творческий поиск, хорошая книга, новые идеи. Но, оказывается, существует еще более высокий уровень удовольствия — духовный. Мне жалко человека, который об этом не знает, который никогда этого не испытал. Это не вина его — это его беда.
Итак, Песах. Праздник людей, покинувших Египет, «дом рабства», где все, включая самого фараона, были рабами, и обретших Свободу. Выход из рабства и обретение Свободы — это два разных процесса, и мы с вами можем убедиться в этом на собственной практике, сейчас, через 3 с лишним тысячелетия, когда произошло «свидание во времени» и полмиллиона евреев из огромной распадающейся империи — дома морального, идейного рабства XX века, — совершили свой Исход.
История эта еще продолжается. Все мы как бы начинаем в Израиле новую жизнь. И после эйфории первых дней, после первых восторгов по поводу солнца, моря и полных магазинов вдруг оказывается, что в этом обществе — другие установки, другие стереотипы. Как к ним отнестись? Отвергнуть с порога? Принять с восторгом? Пожалуй, не подходит ни то, ни другое.
К сожалению, многие с самого начала полагают, что их мнение на все случаи жизни — истина в последней инстанции. Отсюда и подозрительное отношение к непохожим на тебя «аборигенам», и негативный взгляд закоренелого атеиста на еврейскую религию и всех поголовно ее представителей, и бесконечные упреки по поводу всего, что «тут» не так, как было «там». Это — путь человека, зашоренного привычными установками «совковой» жизни, так и не избавившегося от своего внутреннего рабства.
Но есть другой путь — путь познания и осмысления новых условий жизни в новой стране, ее истории и духовных традиций, спасших еврейский народ от исчезновения. Это путь, когда человек размышляет: что же здесь, в Израиле, на самом деле плохо и требует изменений, а что просто непривычно, чего до репатриации мы не видели, не знали, не представляли. Вот творческий подход к проблеме. Подход, при котором возникает потребность в получении информации.
Как же разобраться в том, «что такое хорошо и что такое плохо»? Как отделить рудиментарную «совковость» от трезвой критики? Три с лишним тысячи лет существует подробнейшая система моральных и духовных ориентиров — Тора, и каждый может убедиться: «за давностью веков» эти ориентиры не устарели. Они позволяют человеку понять, какие моральные ценности его прошлой жизни нужны ему и здесь, в Израиле, а с чем придется расстаться, если человек собирается духовно расти. Без этого процесса духовного роста человек — раб, даже если он не живет ни в России, ни в Египте.
С чего начинается наше подлинное освобождение?.. С того, что в пасхальную ночь Свободы кто-то вдруг признается самому себе в ошибочности старых концепций, кто-то, может быть впервые, скажет сам себе: «Я этого не знаю, у меня нет об этом информации», а кто-то, возможно, и захочет получить эту информацию. Ночь Песаха — лучшее время для подобных размышлений, позволяющих заглянуть себе в душу и обнаружить, что она на самом деле существует.
А теперь — пара полезных советов для тех, кто собирается на пасхальный седер.
Идя на седер, сфокусируйте свои мысли на философском, а не гастрономическом аспекте праздника. Знайте, что еду подадут только через два с половиной — три часа после начала. В противном случае, чтение агады — разговор, раздумья о нелегком пути евреев из рабства к освобождению — останется для вас только прелюдией к застолью.
И еще. Ночь Песаха — это не просто красивое собрание за полным столом. Это — концентрация духовной энергии народа на одной теме — теме свободы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.